Мониторы типа «Эннс»

Мониторы типа «Эннс», по компоновке и внутреннему расположе­нию отсеков очень напоминали корабли типа «Темеш», однако по составу артиллерийского вооружения и конструктивным особенностям главной энергетической установки значительно отличались от них. Прежде все­го, в три раза увеличилось количество 120-мм гаубиц, а из улучшения баллистических характеристик (за счёт увеличения длины ствола до 45 калибров) мощность 120-мм пушек также возросла. Размещение 2 пушек в 1 башне несколько увеличило углы обстрела артиллерии главного калибра, но исключало возможность одновременного обстрела обоих бе­регов. Однако при этом уменьшалась масса броневой защиты, так как масса 2-орудийной артиллерийской башни меньше массы 2 1-орудийных. Кро­ме того, следует признать удачным установку 2 мощных 66-мм универ­сальных пушек с длиной ствола в 45 калибров. На крыше боевой рубки был устроен бронированный дальномерный пост с прожектором. Запасной командный пункт размещался в кормовой части надстройки. Характер­ной чертой корабля являлась огромная заваливающаяся мачта с постом корректировщика на верху. Впоследствии, по опыту боевых действий, от этих громоздких мачт пришлось отказаться, так как они демаскировали корабль. Иллюминаторов в бортовой броне не было, но в носовой части броневая зашита борта отсутствовала — так же как и у мониторов типа «Кёрёш».

Ìîíèòîð "Ýííñ" ïî ñîñòîÿíèþ íà 1914 ãîä

Непотопляемость кораблей, по сравнению с предыдущим проектом, повысилась, поскольку количество непроницаемых переборок возросло до 10, а количество отсеков — до 11. При этом на протяжении от 3-й до 8-й непроницаемой переборки имелись двойные борта. Назначение и внут­реннее размещение в первом, втором и третьем отсеках соответствовало таким же отсекам на кораблях типа «Кёрёш» — за исключением того, что подбашенное отделение пушек главного калибра на типе «Эннс» разме­щалось в третьем отсеке, а в четвертом — погреб боезапаса. Расположение машинного и котельного отделений было аналогично типу «Темеш», за исключением того важного обстоятельства, что на типе «Эннс» стояли кот­лы системы Ярроу с нефтяным отоплением. Конструкция нефтехранили­ща, расположенного в пятом отсеке, не отвечала требованиям противопо­жарной безопасности и непотопляемости корабля, так как огромная пло­щадь свободной поверхности жидкого топлива (от борта до борта), в случае получения крена могла даже опрокинуть корабль на глубокой воде, а в слу­чае возгорания затрудняла борьбу с пожаром. В восьмом отсеке располага­лись подбашенные отделения и погреба боезапаса двух 120-мм гаубиц. В девятом находились жилые помещения офицеров и команды, а также под­башенное отделение и погреб боезапаса кормовой 120-мм гаубицы. В де­сятом отсеке складировались различные провизионные запасы, а в один­надцатом был ахтерпик и шкиперские запасы.

Ìîíèòîð "Èíí" ïî ñîñòîÿíèþ íà 1914 ãîä

Монитор «Эннс» заложили в 1912 г. на судоверфи «Стабилименто Технико Триестино» в Линце, спустили на воду в сентябре 1914 г., а 17 октября 1914 г. корабль вступил в строй и вошел в состав Дунайской флотилии. «Инн» заложили в ноябре 1913 г. на верфи «Ганц инд К°» в Будапеште, спущен он был 25 февраля 1915г., вступил в строй 11 апреля 1915 г.

Мониторы имели радиотелеграфы.

Монитор «Инн» 22 сентября 1917 г. подорвался на мине и затонул в 14 км от города Браилы. 18 ноября 1917 г. корабль подняли и отбуксировали в Будапешт, где прошел его восстановительный ремонт и модернизация. 31 декабря 1918 г. «Эннс» был интернирован в Нови-Саде правительством Югославии и под наименованием «Драва» вошел в состав её речной флоти­лии. Монитор «Инн» 21 марта 1919 г. перешел под контроль Венгерской Со­ветской Республики, 13 апреля его переименовали в «Уйсвидек», а 19 июля он был вновь спущен на воду под наименованием «Маркс», вторично вошел в строй и до 1 августа 1919г. входил состав Дунайской флотилии Венгерской Советской республики. В ноябре 1919 г. корабль интернировало в Нови-Саде правительство Югославии, но в состав её флота он официально не вхо­дил, а 15 апреля 1920 г. был передан Румынии и получил наименование «Бес­сарабия». Прошел капитальный ремонт и модернизацию в 1942 — 1943 гг. 27 августа 1944 г. сдался советским частями в низовьях Дуная и 10 ноября 1944 г. включён в состав советской Дунайской флотилии. Участвовал в боевых дей­ствиях Великой Отечественной войны (Венская наступательная операция 16 марта — 15 апреля 1945 г.). 28 февраля 1948 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кислицах на отстой. 12 января 1949 г. пере­числен в подкласс речных мониторов, а 3 июля 1951 г. исключен из состава флота в связи с возвратом Румынии. Впоследствии под наименованием М-206 до 1960 г. входил в состав военно-морских сил Румынии, после чего был разоружен и сдан на слом.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: