Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Тенденции развития броненосных кораблей

Как уже говорилось, мониторы Эриксона просуществовали очень не­долго. Но эти корабли, совместившие в себе огромную для того времени огневую силу, броневую мощь и малую осадку, показали путь развития другим классам кораблей. Прежде всего это касается броненосцев берего­вой обороны и бронекатеров.

Броненосцы береговой обороны стали строить уже в 80-е годы XIX в. Среди них стоит отметить балтийские корабли типа «Адмирал Сенявин», шведские типа «Оден» (1896 г., водоизмещение 3 350 т) и датские типа «Херлуф Тролле» (1899 г., водоизмещение 3 470 т). Датские и швед­ские корабли значительно уступали «Адмиралу Сенявину» в мощи во­оружения, они имели по 2 башенных орудия калибром 240 и 250-мм соответственно. Развитие класса броненосцев береговой обороны в Швеции (корабли типа «Эран», 1901 — 1903 гг.) при незначительном ро­сте водоизмещения (до 3 650 т) выразилось в увеличении скорости до 17 уз. и в переходе к скорострельным орудиям калибра 210 и 150 мм. При этом оба 210-мм и все 6 150-мм орудий размещались в бронированных башнях. Преимуществом 210-мм калибра являлась высокая скорость стрельбы (до двух выстрелов в минуту), но мощность его, при массе снаряда всего 140 кг, значительно уступала 254-мм орудиям русских броненосцев.

Броненосец береговой обороны "Адмирал Сенявин"

Все броненосцы береговой обороны являлись мореходными кораб­лями, это отражало закономерное и повсеместное отступление от «мо- ниторной» схемы 60-х гг. XIX в. с ее сплошь бронированным низким бортом, опасным при плавании в штормовую погоду. Исключением ста­ли лишь американские низкобортные (около 0,8 м) броненосцы типа «Ар­канзас», достроенные на рубеже XIX —XX вв. и вооруженные 2 305-мм орудиями в башне. При осадке 3,8 м и водоизмещении 3 235 т они разви­вали скорость около 12 уз. Возвращение к мониторной схеме являлось явным архаизмом, и корабли такого типа, непригодные для плавания в открытом море, в дальнейшем строились только для рек и озер.

1911

Оригинальным вариантом корабля ограниченных размеров для боя с сильным противником в своих водах стали японские бронепалубные крей­сера типа «Ицукусима» (1889— 1891 гг.), построенные по проекту фран­цузского кораблестроителя М. Бертена.

В проекте М. Бертен совместил вооружение единственным крупным (320-мм) орудием в барбетной установке с защитой в виде броневой палу­бы со скосами (38 мм), усиленной углем и целлюлозой в бортовых от­секах. Дополняли вооружение 11 — 12 120-мм скорострельных пушек. Скорость при естественной тяге составила около 15,5 уз., водоизме­щение 4 278 т, осадка 6,4 м. Корабли типа «Ицукусима» оказались неудач­ными в тактическом отношении. Их огромное орудие при низкой скоро­стрельности теряло меткость в плохую погоду, а сам корабль оказался слиш­ком тихоходным и уязвимым под огнем противника.

В истории мирового кораблестроения конца XIX — нач. XX вв. есть примеры создания и небольших башенных броненосцев с осадкой по­рядка 4 м. К ним относятся построенные в Англии для Аргентины кораб­ли типа «Либертад» (1 890 т) и бразильские броненосцы французской постройки «Деодоро» и «Флориаж (1898—1899 гг.). «Либертад» при водо­измещении всего 2 336 т имел на вооружение 2 240-мм и 4 120-мм ору­дия. 2 234-мм и 4 120-мм орудия имел 3 162-тонный «Деодоро». Скорость кораблей этих типов составляла 12 — 14 уз.

Малую осадку (5,5 м) задавали для своих броненосцев и голландцы, вынужденные считаться с мелководьем вблизи своего берега Северного моря. Их корабль водоизмещением 4 950 т «Конигин Регентес» (1900 г.) имел на вооружении 2 240-мм, 4 150-мм и 8 75-мм орудий. Он явно усту­пал русским броненосцам в мощности артиллерии при равной скорости, но имел 680-тонный нормальный запас угля и дальность плавания свыше 4 ООО миль. Это качество считалось особенно ценным при возможном использовании корабля в водах Голландской Индии (Индонезии).

После Первой мировой войны наметились новые тенденции в раз­витии кораблестроения. Вновь появившиеся мониторы конструктив­но были непохожи на первоначальные прототипы. Изменился и облик броненосцев береговой обороны. Все возрастающую роль из-за малых размеров и удобства транспортировки по железной дороге стали иг­рать бронекатера Именно этим кораблям предстояло вытеснить гро­моздкий монитор. Во Второй мировой войне участвовали корабли всех трех перечисленных типов. Подытожив опыт боевых действий после окончания войны, так и не удалось выработать единую линию в кораб­лестроении будущего. Но сочетать некоторые конструктивные особен­ности монитора и бронекатера — мечта не одного поколения корабле­строителей. В связи с этим хочется рассказать о двух так и нереализован­ных проектах.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД