Тенденции развития броненосных кораблей

Как уже говорилось, мониторы Эриксона просуществовали очень не­долго. Но эти корабли, совместившие в себе огромную для того времени огневую силу, броневую мощь и малую осадку, показали путь развития другим классам кораблей. Прежде всего это касается броненосцев берего­вой обороны и бронекатеров.

Броненосцы береговой обороны стали строить уже в 80-е годы XIX в. Среди них стоит отметить балтийские корабли типа «Адмирал Сенявин», шведские типа «Оден» (1896 г., водоизмещение 3 350 т) и датские типа «Херлуф Тролле» (1899 г., водоизмещение 3 470 т). Датские и швед­ские корабли значительно уступали «Адмиралу Сенявину» в мощи во­оружения, они имели по 2 башенных орудия калибром 240 и 250-мм соответственно. Развитие класса броненосцев береговой обороны в Швеции (корабли типа «Эран», 1901 — 1903 гг.) при незначительном ро­сте водоизмещения (до 3 650 т) выразилось в увеличении скорости до 17 уз. и в переходе к скорострельным орудиям калибра 210 и 150 мм. При этом оба 210-мм и все 6 150-мм орудий размещались в бронированных башнях. Преимуществом 210-мм калибра являлась высокая скорость стрельбы (до двух выстрелов в минуту), но мощность его, при массе снаряда всего 140 кг, значительно уступала 254-мм орудиям русских броненосцев.

Броненосец береговой обороны "Адмирал Сенявин"

Все броненосцы береговой обороны являлись мореходными кораб­лями, это отражало закономерное и повсеместное отступление от «мо- ниторной» схемы 60-х гг. XIX в. с ее сплошь бронированным низким бортом, опасным при плавании в штормовую погоду. Исключением ста­ли лишь американские низкобортные (около 0,8 м) броненосцы типа «Ар­канзас», достроенные на рубеже XIX —XX вв. и вооруженные 2 305-мм орудиями в башне. При осадке 3,8 м и водоизмещении 3 235 т они разви­вали скорость около 12 уз. Возвращение к мониторной схеме являлось явным архаизмом, и корабли такого типа, непригодные для плавания в открытом море, в дальнейшем строились только для рек и озер.

1911

Оригинальным вариантом корабля ограниченных размеров для боя с сильным противником в своих водах стали японские бронепалубные крей­сера типа «Ицукусима» (1889— 1891 гг.), построенные по проекту фран­цузского кораблестроителя М. Бертена.

В проекте М. Бертен совместил вооружение единственным крупным (320-мм) орудием в барбетной установке с защитой в виде броневой палу­бы со скосами (38 мм), усиленной углем и целлюлозой в бортовых от­секах. Дополняли вооружение 11 — 12 120-мм скорострельных пушек. Скорость при естественной тяге составила около 15,5 уз., водоизме­щение 4 278 т, осадка 6,4 м. Корабли типа «Ицукусима» оказались неудач­ными в тактическом отношении. Их огромное орудие при низкой скоро­стрельности теряло меткость в плохую погоду, а сам корабль оказался слиш­ком тихоходным и уязвимым под огнем противника.

В истории мирового кораблестроения конца XIX — нач. XX вв. есть примеры создания и небольших башенных броненосцев с осадкой по­рядка 4 м. К ним относятся построенные в Англии для Аргентины кораб­ли типа «Либертад» (1 890 т) и бразильские броненосцы французской постройки «Деодоро» и «Флориаж (1898—1899 гг.). «Либертад» при водо­измещении всего 2 336 т имел на вооружение 2 240-мм и 4 120-мм ору­дия. 2 234-мм и 4 120-мм орудия имел 3 162-тонный «Деодоро». Скорость кораблей этих типов составляла 12 — 14 уз.

Малую осадку (5,5 м) задавали для своих броненосцев и голландцы, вынужденные считаться с мелководьем вблизи своего берега Северного моря. Их корабль водоизмещением 4 950 т «Конигин Регентес» (1900 г.) имел на вооружении 2 240-мм, 4 150-мм и 8 75-мм орудий. Он явно усту­пал русским броненосцам в мощности артиллерии при равной скорости, но имел 680-тонный нормальный запас угля и дальность плавания свыше 4 ООО миль. Это качество считалось особенно ценным при возможном использовании корабля в водах Голландской Индии (Индонезии).

После Первой мировой войны наметились новые тенденции в раз­витии кораблестроения. Вновь появившиеся мониторы конструктив­но были непохожи на первоначальные прототипы. Изменился и облик броненосцев береговой обороны. Все возрастающую роль из-за малых размеров и удобства транспортировки по железной дороге стали иг­рать бронекатера Именно этим кораблям предстояло вытеснить гро­моздкий монитор. Во Второй мировой войне участвовали корабли всех трех перечисленных типов. Подытожив опыт боевых действий после окончания войны, так и не удалось выработать единую линию в кораб­лестроении будущего. Но сочетать некоторые конструктивные особен­ности монитора и бронекатера — мечта не одного поколения корабле­строителей. В связи с этим хочется рассказать о двух так и нереализован­ных проектах.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: