Мониторы Югославии

Сербия создала свою первую транспортную речную фирму в 1890 г. В это время страна располагала только одним речным судном - пассажир­ским пароходом «Делиград», который являлся государственной собствен­ностью с 1862 г.

По закону «О регулировании вод» от 18 декабря 1905 г. общий надзор за речным транспортом осуществлял министр внутренних дел. На основании этого закона при министерстве действовало особое гидротехничес­кое отделение, которое разрабатывало проекты организации судоходства по рекам Сербии. Гидротехническое отделение состояло из одного инженера-гидротехника и десяти его помощников.

В 1907 г. все движимое имущество Сербской пароходной компании, состоящее из пароходов, буксиров, деревянных и железных несамоход­ных судов, равно как и деревянных понтонов, оценивалось в 4 077 380 ди­наров. Компания поддерживала пассажирское и грузовое сообщение по сербскому Дунаю, по Саве, а также регулярное грузовое сообщение меж­ду Белградом, Будапештом и Веной. Компания имела верфь в Белграде, на которой проводились ремонт пароходов и постройка барж, понтонов и даже буксирных пароходов.

Однако в 1914— 1918 гг., корабли под сербским флагом (красная, си­няя и белая полосы, с белым двуглавым орлом по центру), курсировали и по Дунаю, и по Адриатическому, и по Эгейскому морям. Но основную роль в боевых действиях на Дунае, сыграли союзники.

Известно также, что вооруженный буксирный пароход «Стиг», при­надлежавший сербской армии, обеспечивал противовоздушную оборону маленького сербского порта в Прахово.

Когда Болгария напала на Сербию в октябре 1915 г., сербам пришлось затопить «Стиг» из-за невозможности прорваться к румынскому порту Корабия.

После развала и поражения Австро-Венгрии в Первой мировой войне Югославия получила четыре монитора бывшей Дунайской флотилии. Све­дения об этих кораблях очень противоречивы. Можно лишь сказать, что модернизация этих кораблей почти не проводилась. По некоторым данным можно судить, что мониторы Югославии находились в хорошем тех­ническом состоянии. Этому способствовало, вероятно, и то, что часть офи­церов, ранее служила на австро-венгерском флоте.

Внешний облик кораблей в начале 20-х годов XX века и некоторые проведенные работы хорошо видны на прилагаемых чертежах

Ìîíèòîð "Ìîðàâà"

Þãîñëàâñêèå ìîíèòîðû

Имеются сведения о поставке заводами «Шкода» в 1933 г. для югослав­ских мониторов 4 зенитных универсальных пушек без броневой защиты, предназначавшихся первоначально для подводных лодок. В данном слу­чае это могли быть пушки 40 mm/L71 с наибольшей дальностью выстрела 9,2 км, которые поставлялись и для других кораблей Югославии.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: