Новую систему морской войны, основанную на применении судов, покрытых броней, еще в 1812 г. разработал американский инженер Стивенс. Эти же идеи вновь предложил французский изобретатель бомбических пушек Пексан в 1821 г. Но на это не обращали внимания до тех пор, пока русская эскадра под командованием Нахимова в 1853 г. не истребила турецкий флот в Синопе. Разрушительное действие бомбических зарядов доказало их гибельность для деревянных судов. Те же орудия, действовавшие с Севастопольских батарей, не позволили соединенному англо-французскому флоту с ходу захватить главную военно-морскую базу России в 1854 г.
Все это подтвердило неизбежность бронирования судов. В 1854 г., для атаки русских береговых укреплений на Черном море, во Франции приступили к постройке трех деревянных броненосных плавучих батарей: «La Lave», «La Devastation» и «Le Tonnante». Каждая из них была вооружена 16 орудиями 50-фунтового калибра и была защищена 102-мм железными плитами. Это были весьма неуклюжие изделия, имевшие скорость хода при хорошей погоде не более 3 уз., а при волнении их нужно было буксировать. Именно таким образом эти батареи были приведены из Тулона на Черное море, где и участвовали в осаде Кинбурна.
Англичане, разрабатывая план нападения на Кронштадт, получили от французов чертежи первых броненосных батарей и сами построили 7 железных плавучих батарей, каждая из которых имела от 14 до 16 орудиий 68-фунтового калибра, скорость хода — 6 — 7 уз., 76-мм броню.
В конце 1854 г. командование Балтийского флота, готовясь к встрече британского агрессора, решило использовать проект батарейных плотов, созданный еще в 1788 г. корабельным мастером Д.Д. Масальским. Чертежи бронирования этих плотов сделал корабельный инженер А.Я. Гезехус. О готовности первого броненосного плота их строитель, инженер-полковник С. Т. Чернявский, доложил в начале мая 1856 г. После заключения мира 13 плотов были законсервированы на складах, а один был расстрелян в научных целях. По результатам опытов спроектировали 3-пушечный и 2-пушечный броненосные плоты, обладавшие более сильной броневой защитой (при том же водоизмещении).
Франция, уже имея опыт постройки своих броненосных судов и удачную практику их применения в Кинбурне, после Крымской войны приступила к разработке чертежей и строительству деревянных фрегатов с бронироваными бортами. В Англии сначала к этой затее отнеслись недоверчиво, полагая, что французы будут строить лишь плавучие батареи. Но в ноябре 1859 г., после того как.сошел на воду первый французский мореходный броненосец «La Gloire» (головной из серии в 3 ед), Британия приступила к постройке на частных верфях четырех железных бортовых бро неносных фрегатов, первый из которых — «Warrior» — был спущен на воду в декабре 1860 г.
Тяжелое финансовое положение России после Крымской войны и недостаток бюджета, большая часть которого расходовалась на содержание флотов, портов и чиновников, привело к тому, что до 1861 г. Морское Ведомство ограничивалось лишь предварительными опытами над железными плитами и листами, изготовленными на русских горных заводах. Результаты опытов показали, что хотя русское железо и превосходит иностранное по качеству, но технология его производства значительно отстает (отсутствует прокат броневых плит) и не отвечает современным требованиям.
В 1861 г. в С.-Петербурге строится из английского и частично русского железа канонерская лодка «Опыт» (заложена 8 августа 1861 г., спущена на воду 27 сентября 1861 г.). Бронировался у неё только носовой бруствер, за которым стояла одна 60-фунтовая длинная пушка. Блиндированные плиты для верхней, а также одна половина плит для нижней брони изготовлялись на Адмиралтейских Ижорских заводах. Другая половина плит, для нижней брони, изготовлялась на Кронштадтском пароходном заводе (его плиты при испытании оказались прочнее не только плит других русских заводов, но и французских). Морское Министерство, зная проблемы российского судостроения и технологическое отставание (даже при постройке «Опыта» лучшие русские заводы не могли обеспечить на первых порах поставку необходимого фасонного железа и литья), заказало в конце 1861 г. постройку броненосной батареи «Первенец» в Англии. Именно в этой стране был составлен её проект по заданию Кораблестроительного технического комитета. Проектное вооружение «Первенца» должно было составлять 22 длинные 60-фунтовые пушки. Впоследствии их заменили нарезными 203-мм орудиями.
Гражданская война США 1861 — 1865 гг. сыграла огромную роль в становлении американской нации Всё, что происходило до этого в американской науке, промышленности и искусстве было подражанием европейской и, преимущественно, английской культуре. При этом Соединенные Штаты, во всём, что касалось повышения производительности труда, далеко опережали многие страны.
Американская элита поняла необходимость развития народного образования, так как военная мощь государства измеряется не только количеством боевых машин, но и числом образованных людей. Машины, повышающие производительность и качество труда в промышленности и на транспорте, могли с таким же успехом применяться и для ведения боевых действий. Выстрел, направляемый одним человеком, управляющим громадным орудием при помощи паровых механизмов, мог утопить неприятельский корабль гораздо быстрее, чем часовая канонада из сотни устаревших орудий, управляемых тысячью матросов.
Перед началом кровопролитных битв флот САСШ состоял всего лишь из 26 кораблей. И хотя они были вооружены крупнокалиберной артиллерией, этого явно не хватало для блокады огромного побережья мятежных штатов, перевозки войск и борьбы с фортами противника. Тогда американцы вооружили мощной артиллерией быстроходные паровые транспорты. И эти бывшие купеческие суда оказались вполне боеспособными. В Европе этому первоначально не придали должного значения. Дело в том, что морская бюрократия Старого Света ориентировалась на большое количество маломощных пушек, установленных на одном корабле, и считала, что корабль с десятью орудиями всегда победит противника с одной пушкой на борту.
Но американцы поняли, что только по числу стволов нельзя судить о боевой мощи корабля. В начале гражданской войны 50-фунтовое нарезное орудие считалось самым мощным во французском флоте, британцы вполне надеялись на разрушительную силу 68-фунтовых гладкоствольных пушек. Между тем даже небольшие американские канонерские лодки имели 100-фунтовые нарезные, а некоторые из корветов — 150-фунтовые нарезные или 229-мм гладкоствольные пушки.
Оригинальный характер вооружения составил отличительную и самую важную черту американского флота. Поэтому бывшее купеческое судно, вооруженное одним 279-мм орудием на поворотной платформе, могло оказаться достойным противником для европейского корабля, батарея которого имела много легких пушек устаревших конструкций.
Вновь построенный броненосный флот Соединенных Штатов, с уникальными кораблями и артиллерией, стал воплощением их национальной идеи. Среди броненосных кораблей класс мониторов следует отметить особо, так как именно его появление в Северо-Американских Соединенных штатах вызвало шок в морских кругах Великобритании — единственной сверхдержаве тех лет. Неожиданное для Европы появление мониторов и «толстых пушек» произвели переворот в корабельной архитектуре тех лет и военно-морском искусстве всего мира. В ходе гражданской войны в САСШ произошло первое сражение броненосцев, после которого огромные флоты деревянных кораблей стали бесполезными.
История созданий кораблей класса мониторов началась с того, что в Норфолкском Адмиралтействе южане подняли корпус затонувшего фрегата «Мерримак» и установили на нем каземат, защищенный железной броней. Корабль был вооружен 8 орудиями калибра 152 — 229 мм. Он уничтожил два федеральных паровых фрегата — «Конгресс» и «Кумберланд». Специально для борьбы с «Мерримаком» шведский инженер Джон Эриксон с большой поспешностью спроектировал и построил совершенно новый по конструкции корабль, названный им «Монитор». Корабль вошел в строй уже через 100 дней.
Действительно, «Монитор», небольшой башенный корабль США, вооруженный двумя 279-мм пушками, размещенными во вращающейся бронированной башне, выиграл на Хемптонском рейде четырехчасовой бой с большим броненосным фрегатом «Мерримак». Это оказалось сражением не только между Севером и Югом, но и между американской и европейской конструкциями броненосцев. Дело в том, что на «Мерримаке» была применена европейская система бронирования, за исключением наклонных бортов, которые увеличивали надежность конструктивной защиты. То есть этот корабль мятежного Юга вполне мог соперничать с любым броненосцем английского или французского флота.
При создании своих мониторов американцы руководствовались двумя основными идеями, принципиально отличавшимися от принятых европейскими государствами. Первая, существовавшая еще со времен деревянных кораблей, заключалась в уменьшении числа орудий и в увеличении массы их залпа. Другая, основополагающая идея, состояла в том, чтобы уменьшить наружную поверхность броненосного корабля, и в двух орудиях, установленных в башне, сосредоточить всю массу залпа. Крупнокалиберные пушки могли обстреливать любую точку горизонта, что давало преимущество перед большим числом орудий меньшего калибра, стоявших в батарейной палубе.
Европейские государства в то время стремились увеличить число орудий сравнительно небольшого калибра, и для этой цели увеличивали размеры своих кораблей. Американцы, наоборот, избрали для атаки разрушительную силу тяжелого заряда, а для обороны — небольшую поверхность непроницаемой брони. Поэтому результаты знаменитого боя первых броненосцев показали, что в постройке и вооружении кораблей Америка опередила Европу.
Федеральное правительство немедленно развернуло строительство мониторов, и по готовности посылало их для действий против береговых укреплений. В то время считалось, что они если и не вполне неуязвимы от береговых батарей, то, во всяком случае, более эффективны в действии.
В других операциях, например против укреплений Чарльстона мониторы действовали весьма успешно и продуктивно. Корабли поддерживали фланги войск, подавляли орудия противника, отбивали контратаки южан.
К концу Гражданской войны в составе флота США было 39 мониторов 9 типов, а также строились усовершенствованные корабли этого класса, В 1868 г. комиссия из командиров мониторов США составила секретный отчет об их боевых действиях. Она отметила слабые мореходные качества этих кораблей, а также их неспособность делать самостоятельные морские и тем более океанские походы и малую скорострельность 381-мм гладкоствольных орудий (один выстрел за 7 минут).
Такое заключение боевых моряков, непосредственно сражавшихся на мониторах, весьма характерно, и говорит о том, что корабли этого класса могли решать лишь ограниченное число боевых задач.
Об этом докладе в Старом Свете не было известно, и многие европейские страны, помимо мореходных броненосцев, принялись интенсивно строить мониторы.
В 1862 г., изучив результаты известного морского сражения на Хемптонском рейде, показавшие безусловное превосходство броненосных судов над обычными деревянными, русское Морское Министерство решило начать строительство оборонительного флота, с тем чтобы потом перейти к созданию мореходных броненосцев.
Контр-адмирал Корпуса корабельных инженеров Лесовский и подполковник Арцеулов, изучая в Америке постройку броненосных судов обратили внимание на мониторы Эриксона. Отметив преимущества их в прибрежной обороне, Лесовский признал эти корабли как весьма полезные в защите русских портов и побережий. Вследствие чего ему поручили ближе ознакомиться с этими броненосцами, а корабельному инженеру Арцеулову — подробно изучить технологию их постройки и приобрести чертежи и спецификации. Что и блестяще удалось проделать. В феврале 1863 г. контр-адмирал Лесовский и подполковник Арцеулов возвратились в Россию с чертежами и спецификациями всех броненосцев САСШ.
Мониторы Эриксона привлекли Морское Ведомство дешевизной (400 000 долларов) и быстротой постройки. Кроме того, эти корабли бронировались не сплошными толстыми плитами (как было принято в Англии и Франции), а пакетом из 35,4-мм железных листов, что для России было немаловажно, так как она в то время не могла еще катать толстые броневые плиты.
Строительство русских мониторов подталкивал и политический кризис 1863 г Из-за событий в Польше Россия опасалась вторжения соединенного англо-французского флота в Кронштадт и Петербург, а мониторы уже показали свою неуязвимость и при умеренной длине, хорошей маневренности и малой осадке, они были удобны для действия на тесных рейдах и в шхерах.
В июне 1863 г. началось строительство 10 однобашенных канонерских лодок (мониторов): две из них строились на казенные средства в Бельгии и собирались на Гуттуевском острове. Остальные строились в Петербурге на частных заводах. Работы велись усиленными темпами, днем и ночью, в две смены. И через год все десять лодок вошли в строй. Стоимость их колебалась от 554 000 до 618 500 рублей.
Одновременно было введено в строй 13 батарейных плотов, обшитых броней и вооруженный каждый 2 орудиями большого калибра. Видимо, это были модернизированные 13 плотов, которые остались после Крымской войны.
Недостроенная в Англии батарея «Первенец» (на которую уже начали навешивать броневые плиты) 3 августа 1863 г. была приведена в Кронштадт вместе с запасом броневых плит и достраивалась уже здесь. В 1862 г. в России заложили вторую броненосную батарею русского флота «Не тронь меня». Строил ее по приглашению Морского Министерства английский инженер Митчел. По контракту он должен был построить батарею из английского и русского железа с участием английских- и русских рабочих и инженеров, с тем чтобы обучить последних броненосному судостроению. Батарея «Не тронь меня» практически не отличалась от «Первенца», незначительные изменения касались только бронирования и расположения надводной части корпуса. Она была снабжена машиной в 450 л. с., снятой с винтового корабля «Константин». На батарее планировалось разместить 16 203-мм нарезных орудий. Броневые плиты изготовлялись в Англии. Спуск батареи на воду состоялся в июне 1864 г.
В это же время началась постройка из английского железа и по английскому проекту двухбашенной лодки «Смерч». Лодку сначала предполагали вооружить 4 203-мм нарезными орудиями в 2 башнях, затем поставили 2 229-мм нарезные пушки.
В начале 1863 г. Морское Министерство решило перестроить винтовые фрегаты «Севастополь» и «Петропавловск» в броненосные. Деревянный паровой фрегат «Петропавловск» был заложен 9 сентября 1861 г. в Петербурге и строился под руководством корабельного инженера капитана Иващенко. Броня толщиной 114 и 63,5 мм изготовлялась английской фирмой Браун и К0, плиты брони для тарана — на Ижорских заводах. Сначала предполагалось установить в носу и корме по одной 2-орудийной башне, однако впоследствии от этого отказались, чтобы не обременять массой башен оконечности фрегата. Машина в 800 л. с. была изготовлена на частном заводе Берда. «Петропавловск» спустили на воду в августе 1865 г., он давал ход 12 уз.
Фрегат «Севастополь» был заложен 16 марта 1861 г. в Кронштадте. В 1863 г. началась подгонка броневых плит, изготовленных в Англии. Установку плит закончили в конце июля 1864 г. 12 августа фрегат прошел заводские испытания, а 8 октября вышел из гавани на ходовые испытания.
Чертеж бронирования составил строитель фрегата «Севастополь» инженер-полковник Шаумбург. Четыре плиты для носового тарана изготовлены на Адмиралтейских Ижорских заводах. Машина для фрегата изготовлена на Ижорских заводах. Скорость хода составила 13 уз.
Из тяжелого политического кризиса 1863 г., вызванного польским восстанием, Россия вышла с помощью своего флота. Две крейсерские эскадры были посланы к тихоокеанскому и атлантическому побережью САСШ. Они одновременно появились в Сан-Франциско и в Нью-Йорке. Как известно, в Гражданской войне Англия поддерживала южные штаты. Россия же, встав на сторону северян, прикрыла их порты и стала действовать против каперов южных штатов. Англия, оказавшись в такой ситуации, очень быстро потеряла интерес к польскому вопросу. Лишившись поддержки Англии, Франция в одиночку не рискнула вмешиваться в русско-польские отношения, и к 1864 г. польское восстание прекратилось. Россия в более спокойной обстановке могла продолжить строительство своего броненосного флота.
В январе 1865 г. в Санкт-Петербурге приступили к постройке: 2 2-башенных броненосных лодок «Чародейка» и «Русалка», 2 2-башенных броненосных фрегатов «Адмирал Свиридов» и «Адмирал Чичагов», 2 3-башенных броненосных фрегатов «Адмирал Грейг» и «Адмирал Лазарев» и двух рангоутных мореходных броненосцев «Князь Пожарский» и «Минин». Из них первые шесть броненосцев могли совершать прибрежные плавания, а два последних годились для дальних плаваний и крейсерств в открытом океане. Все эти броненосцы замечательны тем, что броневые плиты для них катались в России на Камском и Ижорских заводах.
Однотипные «Чародейка» и «Русалка» строились заводом Митчела. Они были спущены на воду в 1867 г., толщина их брони составляла 114 и 88,9 мм.
«Спиридов» и «Чичагов» строились по одному проекту Невским заводом. Машины изготавливались на том же заводе.
«Грейг» и «Лазарев» также однотипны, но строились на разных заводах; «Адмирал Грейг» — в Новом Адмиралтействе казенными средствами, а «Адмирал Лазарев» на частном Балтийском заводе Карра и Макферсона, на котором же были изготовлены и машины в 400 л. с. для обоих броненосцев. Броня борта равнялась 88,9- 152 мм, башен - 139,7 — 165 мм. Первоначально они имели на вооружение по 2 229-мм нарезных орудия в башне, впоследствии поставили по одному 279-мм орудию в башне.
Спуском в 1867— 1868 гг. восьми кораблей, заложенных в 1865 г., закончилось строительство оборонительного броненосного флота на Балтийском море.
К слову сказать, Россия, построив 10 мониторов Эриксона, к 1906 г. часть их сломала на металл, часть перестроила в баржи для хранения мин или в плавучие лазареты.
Англия в период 1863— 1870 гг. ввела в строй по две пары мониторов 2-башенного типа с 234-мм и 254-мм артиллерией, водоизмещением в 2 700 — 3 ООО т, что уже само по себе являлось отступлением от первоначального типа. Затем вошли в строй свыше 10 броненосцев, водоизмещение которых постоянно росло от 3 500 до 5 000 т. Для защиты своих колоний английское правительство выбрало проекты мониторов, разработанные знаменитым британским кораблестроителем Ридом. Палаты представителей британских колоний, которых это касалось, согласились оплатить пятую часть стоимости кораблей для прибрежной обороны. Из трех мониторов, заложенных для этой цели, «Gerberus» предназначался для Мельбурна, а два других — «Abyssinia» и «Magdala» — для обороны Бомбея.
В 1891 г. Британия имела 16 кораблей этого класса. Но к 1906 г. у неё осталось только шесть мониторов, предназначенных для охраны колониальных портов, из них 2 были в Бомбее, 2 — в Австралии, и 1 — на Бермудских островах. К 1913 г. во флоте Великобритании эти корабли уже не числились.
Франция купила в США один 2-башенный монитор «Onondaga», который причислила к классу броненосцев береговой обороны. Затем, из подражания Англии, тоже построила низкобортный броненосец береговой обороны, с двумя 330-мм башенными орудиями, доведя его водоизмещение до 6 000 тонн. Водоизмещение следующего корабля возросло до 7 800 т, а вооружение составило 2 330-мм пушки, с длиной ствола в 45 калибров. Однако своей архитектурой эти корабли уже не были похожи на монитор.
Германия, обзаведясь первоначально одним монитором типа «Арминиус», больше таких кораблей не строила, стремясь все-таки к мореходности, хотя бы в пределах Балтийского моря.
Скандинавские страны, в зависимости от имеемых средств, также построили несколько мониторов. Из них три — «John Erikson», «Thordon» и «Tirfing» — спущены на воду в Швеции, два «Scorpion» и «System» — в Норвегии. Все эти корабли строились по чертежам конструктора Дельи, под руководством самого Эриксона. Их основные отличия заключались в сокращении носового свеса и перестановкой башен несколько вперед. Этим удалось уменьшить дифферент на корму, для уравновешивания которого американцы клали в нос мониторов слишком много балласта. Длина корпуса норвежского монитора «System» достигала 62,33 м, и его основное отличие от шведских кораблей этого класса заключалось в том, что довольно большой машинный люк окружался высоким и толстым комингсом с раструбом. Кроме этих пяти мониторов Швеция построила 20 броненосных канонерских лодок для защиты озер и шхер. По своей конструкции эти корабли напоминали мониторы Норвегии в 1897, а в Швеции в 1903 г. перевооружили свои мониторы скорострельной артиллерией 120-мм и 152-мм калибра, и использовали их для охраны минных заграждений. Нидерланды так же построили несколько мониторов на британских верфях.