Водная система Днепра

Истоки Днепра лежат на Валдайской возвышенности, в нижнем тече­нии он пересекает скалы Донецкого Кряжа, которые образуют ряд поро­ гов. Река впадает в Днепровский лиман — залив Черного моря. Общая про­тяженность реки — 2.283 км, площадь бассейна — 518.500 кв. км. Круп­нейшие притоки: справа— Березина, Припять, Ингулец, слева — Сож, Десна, Сула, Псел, Ворскла.

На большей части течения правый берег гористый, левый — низмен­ный. Падение русла невелико, за исключением участка между Днепро­петровском и Запорожьем, где река пересекает Каменную гряду. Ранее, до постройки Днепрогэса в 1932 г., существенной особенностью реки являлись его пороги, которые тянулись на 70 км от Екатеринослава до Кичкасской переправы (в 9 км выше г. Александровска), не допускавшие судоходства. Судоходство тогда было возможно в половодье от Дорого­бужа, а в остальное время от г. Орши и до Екатеринослава, на протяже­нии 1 633 и 1 288 км соответственно, и ниже порогов до устья. На тех же участках производилось и пароходное сообщение ниже города Орши.

Ширина реки от Дорогобужа до Орши была до 53 м; от Орши до Шклова 53 — 64 м; от Шклова до Рогачева 85 — 150 м; от Рогачева до Киева 425 — 533 м; от Киева до устья реки Тясьмина 320 — 1 170 м; далее до Екатеринослава 256 — 1 385 м; затем до Кичкасской переправы были пороги; потом до устья 320 — 533 м. Глубина на всех этих участках колебалась от 1,5 до 12 м.

На судоходной части Днепра в начале XX века существовало 73 при­стани. Из них важнейшие в военном отношении: Приднепровская (же­лезнодорожный мост), Смоленск (железнодорожный мост), Орша и Мо­гилев (железнодорожная станция), Жлобин (железнодорожный мост), Речица (железнодорожный мост), Киев (железнодорожный мост), Чер­кассы (железнодорожная станция и мост), Кременчуг (железнодорож­ный мост), Екатеринослав (железнодорожный мост) и у Кичкасскаго пе­ревоза (железнодорожный мост).

Береговой телеграф в первом десятилетии XX века успели проложить на участках: Орша-Жлобин, Кроменчуг-Екатеринослав и Никополь- Херсон.

Навигация была возможна 8,5 месяцев, с марта до половины ноября.

Êàðòà áàññåéíà Äíåïðà ïî ñîñòîÿíèþ íà 1952 ãîä

Карта бассейна Днепра по состоянию на 1952 год

Начиная от Киева Днепр образует многочисленные острова и парал­лельные русла. Ниже Херсона река разделяется на ряд рукавов и впадает в лиман отдельными рукавами (гирлами). Средняя продолжительность на­вигации в верховье (до Припяти) — 240 дней, в среднем течении (до Днеп­ропетровска) — 260 дней, а в нижнем — 285 дней.

Несмотря на эти благоприятные условия Днепр в истории русского пароходства не занимал такого видного положения, как Волга, Нева и даже Дон. Это объясняется тем, что основной поток грузов шел по Волге и Неве, к столице империи — Санкт-Петербургу.

Кроме того, до сооружения запорожской плотины и трехкамерного шлюза у Кичкаса в 1932 г., средний и нижний плесы Днепра служили как два самостоятельные водные пути. То есть не связывались между собой и требовали, как правило, сухопутной перевалки грузов. Из-за порогов эко­номическое значение реки было невелико.

Днепр имел особое значение среди европейских рек Российской импе­рии. С одной стороны он вместе с Западной Двиной ограничивал с востока обширную территорию — западную пограничную полосу, вмещавшую важ­ные пограничные районы (Передовой, Северо - и Юго-Западные, разде­ленные Полесьем). А с другой (примыкая правым берегом от Рогачева до Киева к труднодоступному для войск Полесью) — представлял серьезный барьер для вторжения в центральные и южные области России.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: