К началу Первой мировой войны русское Военное ведомство располагало необходимым количеством пароходов и катеров в Новогеоргиевском речном военном порту, который обслуживал Вислинскую и Наревскую речные минные роты в следующем составе:
1) Наревская речная минная рота:
— паровые паромы «Десант», «Поспешный»;
— паровые катера: 1, 3 и 5;
— 10 гребных катеров.
2) Вислинская речная минная рота:
— транспорт «Висла»;
— паровые паромы «Мостовой» и «Заботкин»;
— паровые катера № 2 и № 4;
— 10 гребных катеров;
— 1 угольная баржа;
3) 1-я саперная рота (срочная переправа):
— паровой паром «Михаил».
4) Резерв:
— пароход-ледокол «Варшава»;
— паровые паромы: «Резерв»; «Заборовский»; «Крахоткин» и «Докукин»;
— паровые катера «Сапер» и «Разведчик»;
— 2 моторные лодки.
Кроме того, в порту числились мобилизованные у частных владельцев следующие пароходы: «Варшава», «Звезда», «Курьер», «Полоцк», «Полька», «Варта», «Венера», «Комета», «Краков», «Кратер», «Куявяк», «Приятель публики», «Гетман», «Колосс», «Вилянов», «Кракусь», «Сокол», «Наревский минер», «Плотчанин», «Граф Фюрстенберг», «Анна-Луиза», «Ванда», «Варшава», «Висла», «Новогеоргиевск», «Князь Иосиф», «Марс», «Спарт», «Меркурий», «Маврикий», «Асх», «Гонец», «Вавель».
Пароходы перевозили войска, боеприпасы и необходимое снабжение.
Три парохода на Висле, семь на Немане и восемь моторных катеров передали 1-му и 2-му отдельным батальонам Гвардейского экипажа, которые занимались, в основном, постановкой мин заграждения.
С началом войны германская армия также сформировала Отряд судов крепости Кенигсберг в составе 22 паровых буксиров и 28 моторных катеров. Отряд делился на четыре флотилии. В Кенигсберге находилась Фришгафская флотилия из 5 пароходов и 1 моторного катера. В гавани Кранца — Куриншгафская флотилия в таком же составе судов. Прегельская флотилия, состоявшая из 7 пароходов и 1 моторного катера, дислоцировалась в Кенигсберге, в Тапиау и Лабиау. В тех же гаванях базировалась флотилия Добровольческого корпуса моторных катеров, состоявшая приблизительно из 20 единиц. Для вооружения судов предусматривались пулеметы, которые всякий раз предоставлялись сухопутными войсками. Только много позже удалось получить от флота 10 автоматических и 10 револьверных 37-мм пушек.
В конце августа и в начале сентября 1914 г. германский отряд судов крепости Кенигсберг участвовал в первых боях с русскими частями, которые продвинулись до реки Деймы, связывавшей реку Прегель с Курищгафом Русские не могли достаточно быстро продвигать за сухопутными частями свои речные корабли. Это облегчило деятельность германских пароходов и катеров, которые начали операции на реке Дейме и на коротком канале, соединявшем реку Дейму с дельтой Немана в обход Куришгафа.
С 26 августа и до середины сентября 1914 г. германские буксиры и моторные катера у Лабиау вели разведку в юго-восточном участке Куришгафа, обстреливая из пулеметов деревни, занятые русскими. Русские также обстреливали пароходы, но без значительных потерь. Потом германская флотилия преследовала по Неману русские части, откатывавшиеся после наступления Гинденбурга. Немалое значение имели и водные перевозки, особенно после того как русские взорвали моста через реку Дейму, временно прервав сообщение по железной дороге Кенигсберг-Тильзит.
В октябре 1914 г. речные бои возобновились. Два парохода и 5 моторных катеров придали германской Восточной флотилии Добровольческо го корпуса моторных катеров, которая в составе 6 катеров также действовала на Немане. 25 октября германцы провели набег на русскую территорию из Тильзита. Затем у Георгиевска вступили в бой с вооруженными пароходами Гвардейского флотского экипажа. Но в начале декабря ударили морозы, и флотилии пришлось покинуть Восточную Пруссию.
Зимой 1914— 1915 гг. германский крепостной отряд судов при помощи ледокола поддерживал сообщение на реках Прегель, Дейме и Немане. Кроме того, на реке Прегель мог действовать ледокол, который строился в Кенигсберге для Управления Рижского порта. В ноябре его зачислили в состав крепостного отряда судов под наименованием «Гинденбург». Этот первый морской корабль отряда первоначально имел не вооружении 2 37-мм револьверные пушки и 30 марта 1915 г. он перешел по морю от Пиллау до Мемеля.
Весной 1915 г., при наступлении германской армии, крепостной отряд укомплектовал боевую флотилию, состоявшую из двух пароходов «Тильзита» и «Герольда», защищенных легкой броней из листовой стали, и вооруженные каждый двумя револьверными пушками. Кроме того, 8 моторных катеров имели на вооружении: частично пулеметы, и частично тралы.
Остальные суда крепостного отряда в апреле и мае 1915 г. занимались перевозкой германских войск из Тильзита на русскую территорию в Юрьев на Немане. Суммарно удалось перевести 20 000 человек, 3 000 лошадей и снабжение. Иногда на пароходах и баржах перевозилось от 2 000 до 1 000 человек в день.
Германская боевая флотилия первоначально базировалась на Юрьев, откуда она двинулась вместе с армейскими частями вверх по течению Немана. Дозорные суда искали боевого контакта с русскими пароходами и войсками и обвеховывали фарватер для продвигавшейся вперед флотилии. Мосты и минные заграждения также продвигались вперед. После нескольких столкновений с русскими 9 августа флотилия перенесла свою базу в Ильгово. Ещё во время немецкого наступления при взятии Вильно (на полпути до Ковно) началась отправка в тыл больших запасов лесных материалов русской армии, захваченных в качестве трофеев.
Затем германские части взяли русскую крепость Ковно. 18 августа 1915 г. 2 парохода и несколько моторных катеров германской флотилии вошли в Ковно. Там они смогли захватить покинутые в спешке русские вооруженные пароходы «Ярославну» и «Венеру», а также 6 пароходов и боевые припасы.
В сентябре 1915 г. военная обстановка на Западном фронте резко изменилась, так как Германия перебросила сюда часть сил из Франции. Всю тяжесть военных действий несла на себе русская армия, которой пришлось оставить значительную территорию и отойти на рубеж — Западная Двина-Полесье. Поэтому русские речные отряды на Висле и Немане прекратили свое существование, а личный состав с вооружением и имуществом перебросили на формирование Пинской флотилии.
Этим закончились речные бои на Немане. Германский отряд судов крепости Кенигсберг перешел в ведение Главнокомандующего Восточным фронтом и прослужил вплоть до окончания войны. С 1917 г. он назывался Судовым отрядом Главнокомандующего Восточным фронтом и осуществлял перевозки по водным путям бассейна реки Неман огромных партий лесных материалов.