Бои на Висле и Немане 1914-1917 гг

К началу Первой мировой войны русское Военное ведомство распо­лагало необходимым количеством пароходов и катеров в Новогеоргиевс­ком речном военном порту, который обслуживал Вислинскую и Наревскую речные минные роты в следующем составе:

1)   Наревская речная минная рота:

—  паровые паромы «Десант», «Поспешный»;

—  паровые катера: 1, 3 и 5;

—   10 гребных катеров.

2)  Вислинская речная минная рота:

—  транспорт «Висла»;

—  паровые паромы «Мостовой» и «Заботкин»;

—  паровые катера № 2 и № 4;

—   10 гребных катеров;

—   1 угольная баржа;

3)   1-я саперная рота (срочная переправа):

—  паровой паром «Михаил».

4)   Резерв:

—  пароход-ледокол «Варшава»;

 паровые паромы: «Резерв»; «Заборовский»; «Крахоткин» и «Доку­кин»;

—  паровые катера «Сапер» и «Разведчик»;

—  2 моторные лодки.

Кроме того, в порту числились мобилизованные у частных владель­цев следующие пароходы: «Варшава», «Звезда», «Курьер», «Полоцк», «Полька», «Варта», «Венера», «Комета», «Краков», «Кратер», «Куявяк», «Приятель публики», «Гетман», «Колосс», «Вилянов», «Кракусь», «Сокол», «Наревский минер», «Плотчанин», «Граф Фюрстенберг», «Анна-Луиза», «Ванда», «Варшава», «Висла», «Новогеоргиевск», «Князь Иосиф», «Марс», «Спарт», «Меркурий», «Маврикий», «Асх», «Гонец», «Вавель».

Ìîòîðíûé êàòåð "Ìîðÿê"

Пароходы перевозили войска, боеприпасы и необходимое снабжение.

Три парохода на Висле, семь на Немане и восемь моторных катеров передали 1-му и 2-му отдельным батальонам Гвардейского экипажа, которые занимались, в основном, постановкой мин заграждения.

Âîîðóæåííûé ïàðîõîä "Âåíåðà"

С началом войны германская армия также сформировала Отряд су­дов крепости Кенигсберг в составе 22 паровых буксиров и 28 моторных катеров. Отряд делился на четыре флотилии. В Кенигсберге находилась Фришгафская флотилия из 5 пароходов и 1 моторного катера. В гавани Кранца — Куриншгафская флотилия в таком же составе судов. Прегельская флотилия, состоявшая из 7 пароходов и 1 моторного катера, дислоци­ровалась в Кенигсберге, в Тапиау и Лабиау. В тех же гаванях базировалась флотилия Добровольческого корпуса моторных катеров, состоявшая при­близительно из 20 единиц. Для вооружения судов предусматривались пу­леметы, которые всякий раз предоставлялись сухопутными войсками. Только много позже удалось получить от флота 10 автоматических и 10 револьверных 37-мм пушек.

Âîîðóæåííûå ïàðîõîäû äëÿ Âèñëû

В конце августа и в начале сентября 1914 г. германский отряд судов кре­пости Кенигсберг участвовал в первых боях с русскими частями, которые продвинулись до реки Деймы, связывавшей реку Прегель с Курищгафом Русские не могли достаточно быстро продвигать за сухопутными частями свои речные корабли. Это облегчило деятельность германских пароходов и катеров, которые начали операции на реке Дейме и на коротком канале, соединявшем реку Дейму с дельтой Немана в обход Куришгафа.

С 26 августа и до середины сентября 1914 г. германские буксиры и мо­торные катера у Лабиау вели разведку в юго-восточном участке Куришга­фа, обстреливая из пулеметов деревни, занятые русскими. Русские также обстреливали пароходы, но без значительных потерь. Потом германская флотилия преследовала по Неману русские части, откатывавшиеся после наступления Гинденбурга. Немалое значение имели и водные перевозки, особенно после того как русские взорвали моста через реку Дейму, времен­но прервав сообщение по железной дороге Кенигсберг-Тильзит.

В октябре 1914 г. речные бои возобновились. Два парохода и 5 мотор­ных катеров придали германской Восточной флотилии Добровольческо го корпуса моторных катеров, которая в составе 6 катеров также действо­вала на Немане. 25 октября германцы провели набег на русскую террито­рию из Тильзита. Затем у Георгиевска вступили в бой с вооруженными пароходами Гвардейского флотского экипажа. Но в начале декабря удари­ли морозы, и флотилии пришлось покинуть Восточную Пруссию.

Зимой 1914— 1915 гг. германский крепостной отряд судов при помощи ледокола поддерживал сообщение на реках Прегель, Дейме и Немане. Кроме того, на реке Прегель мог действовать ледокол, который строился в Кенигс­берге для Управления Рижского порта. В ноябре его зачислили в состав кре­постного отряда судов под наименованием «Гинденбург». Этот первый мор­ской корабль отряда первоначально имел не вооружении 2 37-мм револьвер­ные пушки и 30 марта 1915 г. он перешел по морю от Пиллау до Мемеля.

Ïðîåêò ïëàâó÷åé áàòàðåè äëÿ Âèñëû

Весной 1915 г., при наступлении германской армии, крепостной отряд укомплектовал боевую флотилию, состоявшую из двух пароходов «Тильзи­та» и «Герольда», защищенных легкой броней из листовой стали, и воору­женные каждый двумя револьверными пушками. Кроме того, 8 моторных катеров имели на вооружении: частично пулеметы, и частично тралы.

Остальные суда крепостного отряда в апреле и мае 1915 г. занимались перевозкой германских войск из Тильзита на русскую территорию в Юрьев на Немане. Суммарно удалось перевести 20 000 человек, 3 000 лошадей и снабжение. Иногда на пароходах и баржах перевозилось от 2 000 до 1 000 человек в день.

Германская боевая флотилия первоначально базировалась на Юрьев, откуда она двинулась вместе с армейскими частями вверх по течению Немана. Дозорные суда искали боевого контакта с русскими пароходами и войсками и обвеховывали фарватер для продвигавшейся вперед флоти­лии. Мосты и минные заграждения также продвигались вперед. После нескольких столкновений с русскими 9 августа флотилия перенесла свою базу в Ильгово. Ещё во время немецкого наступления при взятии Вильно (на полпути до Ковно) началась отправка в тыл больших запасов лесных материалов русской армии, захваченных в качестве трофеев.

Ìèííûé çàãðàäèòåëü äëÿ Âèñëû

Затем германские части взяли русскую крепость Ковно. 18 августа 1915 г. 2 парохода и несколько моторных катеров германской флотилии вошли в Ковно. Там они смогли захватить покинутые в спешке русские вооруженные пароходы «Ярославну» и «Венеру», а также 6 пароходов и боевые припасы.

В сентябре 1915 г. военная обстановка на Западном фронте резко из­менилась, так как Германия перебросила сюда часть сил из Франции. Всю тяжесть военных действий несла на себе русская армия, которой при­шлось оставить значительную территорию и отойти на рубеж — Запад­ная Двина-Полесье. Поэтому русские речные отряды на Висле и Немане прекратили свое существование, а личный состав с вооружением и иму­ществом перебросили на формирование Пинской флотилии.

Этим закончились речные бои на Немане. Германский отряд судов крепости Кенигсберг перешел в ведение Главнокомандующего Восточным фронтом и прослужил вплоть до окончания войны. С 1917 г. он назывался Судовым отрядом Главнокомандующего Восточным фронтом и осуще­ствлял перевозки по водным путям бассейна реки Неман огромных партий лесных материалов.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: