Промышленные центры бассейна Днепра

Крупнейшее в Российской империи производство стали находилось в Екатеринославе, где действовало 200 промышленных предприятий. Из них свыше 60 занимались производством и обработкой металлов. Самый круп­ный из них — Александровский чугуноплавильный, железоделательный, рельсопрокатный и механический завод. Затем следовали Екатеринославское общество чугунолитейных, железоделательных и сталелитейных за­водов и Акционерное общества русской железоделательной промышлен­ности.

Против Екатеринослава, на левом берегу, в поселке Амур находились четыре завода: 1) Екатеринославское машиностроительное общество; 2) фабрика волнистого железа Акционерного общества «Карл Бехтольд»; 3) завод листового железа и жести и 4) лесопильный завод Гурахия. Кроме того, в Екатеринославе находились крупные судоремонтные мастерские.

Выше Екатеринослава, на правом берегу Днепра, в 10 км от станции «Запорожье» находился Днепровский металлургический завод Днепровс­кого Южно-Русского общества — крупнейший из металлургических за­водов Российской империи Заводу принадлежали каменноугольные копи, марганцевые рудники и кирпичное производство. Каменская пристань отправляла ежегодно до 4 510 т. металлических изделий, а по железной дороге вывозилось до 192 864 т.

Другим промышленным центром Днепровского бассейна являлся Киев со 170 фабриками и заводами. Из этого числа 29 занимались маши­ностроением и металлообработкой. Из них: 1) Машиностроительный и котельный завод «Гретер и Криванек»; 2) Машиностроительный завод Южно-Русского Общества; 3) Завод сельскохозяйственных машин Ак­ционерного общества «Фильверт» и, наконец, четыре лесопильных за­вода и ремонтные мастерские водного транспорта. Кроме этого нужно отметить эвакуированную из Варшавы Варшавскую верфь Министер­ства путей сообщения, которая занималась ремонтом кораблей Днеп­ровской флотилии. Брянские заводы, расположенные по течению Дес­ны, несмотря на большой интерес, каковой они представляли для флоти­лии, не использованы совершенно, из-за мелководья Десны и чрезмер ной отдаленности от Днепра театра военных действий. Из остальных пунктов бассейна, представлявших в промышленном отношении значе­ние для создания кораблей флотилии, надо указать на Гомель, Чернобыль, Черкассы и Кременчуг.

В Гомеле, расположенном на правом берегу реки Сож, в 69 км от устья и примерно на таком же расстоянии к востоку от главного течения Днеп­ра, считая по железной дороге, находились два небольших завода имев­ших значение для флотилии — механический «Фрумена» и Новобелецкий завод с большим кузнечным и столярным цехами по производству военных повозок. Кроме этого имелось несколько лесопильных заводов и железнодорожные мастерские.

В Чернобыле имелось два небольших лесопильных завода и плавучие мастерские водного транспорта.

В Кременчуге работали 40 фабрик и заводов, из которых 10 — круп­ных лесопильных и 2 — по обработке металла. Так как большинство заво­дов стояло, то флотилия могла использовать лишь отдельные частные ме­ханические мастерские, железнодорожные, небольшие водного транспор­та и местные ремонтные мастерские при многочисленных заводах раз­личных отраслей производства города Кременчуга.

На правом берегу Днепра против Кременчуга находится посад Крю­ков, имевший один механический завод, три лесопильных и паровую мельницу. Город Черкассы имел до 30 фабрик и заводов, из них 2 — по обработке металла. Пристань Черкассы занимала второе место после Нижнеднепровска (Екатеринослав). Все эти заводы и верфи с начала Первой мировой войны до 1918 г. построили 30 судов специально для дей­ствующей армии суммарной мощностью до 2 000 индикаторных сил.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: