После занятия области Войска Донского Главнокомандующий Вооруженными силами юга России генерал А.Н. Деникин 27 июля 1919 г. приказал расформировать Донскую флотилию, а её артиллерию, личный состав, а также Морскую тяжелую артиллерию перебросить на Волгу, Днепр и Черное море.
Таким образом, на Средний Днепр в июне 1919 г. удалось переправить: 2 152-мм орудия Канэ, 4 76-мм и 8 пулеметов со всей прислугой.
Командовал Северо-Днепровской флотилией (или Средне-Днепровским отрядом судов) Деникина капитан 2 ранга Аукомский, начальник штаба — капитан 2 ранга Драшусов.
Комфлот подчинялся Командующему речными силами юга России адмиралу Кононову, штаб которого находился в Таганроге.
Личный состав флотилии белых зачастую укомплектовывался людьми, не знакомыми с военным делом. Тут служили студенты, гимназисты и множество лиц неопределенных занятий. Эти бойцы оказались малоподготовленными даже для обычного плавания. Командный состав набирался из морских и, частично, из армейских офицеров.
Средне-Днепровский отряд судов начал формироваться в Екатеринославе, где после ухода большевиков белые захватили один пароход, баржи и 8 катеров. Пароход «Кременчуг» и 8 катеров удалось отремонтировать и вооружить в Екатеринославских мастерских водного округа путей сообщений. Затем весь отряд под командованием капитана 2 ранга Лукомского пошел вверх и с боя захватил еще 4 парохода, которые впоследствии так же вооружили.
Кроме того, в Екатеринославе организовали Морскую базу, куда и перевели личный состав I отряда бывшей транспортной флотилии Дона во главе с полковником по Адмиралтейству Сычуговым.
Служба связи, разведка (речная и береговая), наблюдательные посты по штату не предусматривались. Почти вся материальная часть, начиная с судов и заканчивая оружием, захватывалась на месте. При этом красные оставляли только самые неисправные пароходы, которые они не считали нужным ремонтировать и вооружать.
После того как часть личного состава бывшей Донской флотилии перевели на Днепр, Войсковой Крут отказался финансировать их содержание, а так же ремонт и вооружение кораблей. Полное отсутствие финансов не дало возможности своевременно создавать боевые и вспомогательные средства.
Снабжением кораблей и судов топливом, смазочными и обтирочными материалами, асбестом и шкурками должен был заниматься Таганрогский порт. Однако этого практически не было. Так, высланные 19 августа 1919 г. 7 вагонов угля реквизировала железная дорога, поэтому приходилось брать дрова на месте и в долг.
Таким же образом обстояло дело и с вещевым довольствием, которое Таганрогский порт практически не отправлял. Поэтому одевать команду часто приходилось «ограбным» способом, что вредно отражалось на дисциплине и носило случайный характер.
Пищевое снабжение на благодатной Украине так же фактически отсутствовало, в то время как на Дону таких проблем не было. Команды и офицеры голодали, так как моряки получали жалование в 2 — 3 раза меньше, чем в Добровольческой армии.
Своей флотилии на Днепре Деникин придавал большое значение, и даже специально предпринял операцию по захвату Чернигова, чтобы взять суда красных, ушедшие при эвакуации из Киева. Это удалось выполнить, и белые вывели оттуда 9 мощных пароходов. Занятие Чернигова не имело особого значения для сухопутного фронта белых. Наоборот, этим они сократили линию фронта Красной армии и дали возможность красным успешно выполнить переформирование перед контрнаступлением.
Через некоторое время Добровольческая армия оставила Чернигов почти без сопротивления, но захват судов позволил белым создать флотилию, увеличив тем самым мощь своего наступления и обороны по Днепру.
В Киеве Днепровская флотилия белых пополнилась кораблями, так же захваченными у красных. В результате белым удалось сформировать два дивизиона речных канонерских лодок (по 4 корабля в каждом), один дивизион разведывательных катеров (8 единиц) и транспортный отряд. В дальнейшем силы флотилии продолжали пополняться как захваченными у красных, так и вновь вооружаемыми в Екатеринославе и Киеве пароходами.
К 15 августа 1919 г. в составе Средне-Днепровского отряда кораблей удалось сформировать следующие соединения:
2-й дивизиона речных канонерских лодок (4 единицы).
■ «К-5» (1 152-мм пушка Канэ, установленная вместе с железнодорожной платформой на моторную десантную баржу);
■ «К-6» («Кременчуг», 1 76-мм полевая и 1 57-мм пушка Норден- фельда);
■ «К-7» (1 152-мм пушка Канэ, установленная вместе с железнодорожной платформой на моторную десантную баржу);
■ «К-8» («Днепровец», захвачен в Черкассах, вооружен 2 76-мм горными пушками).
5-й дивизион бронированных катеров.
8 кораблей (на всех по 2 37-мм орудия и пулеметы), но фактически только два имели на вооружение по 2 37-мм пушки и пулеметы.
7-й дивизион морской тяжелой артиллерии.
2 152-мм пушки Армстронга предполагалось установить на баржи подобно «К-5» и «К-7».
Однако эти планы удалось выполнить лишь частично, и в боевом расписании Средне-Днепровской военной флотилии на сентябрь 1919 г. приведены следующие корабли:
5-й дивизион речных канонерских лодок (4 корабля):
■ «К-28» («Жозефина», 2 76-мм полевые пушки);
■ «К-29» («Гомель», 2 76-мм полевые пушки);
■ «К-30» («Кременчуг», 2 76-мм полевые пушки);
■ «К-31» (болиндер, 1 152-мм пушка Канэ).
7-й дивизион речных канонерских лодок (4 корабля, переделенные из захваченных у красных судов):
■ «К-20» («Некрасов», 2 76-мм полевые пушки);
■ «К-21» (болиндер, 1 152-мм пушка Канэ);
■ «К-22» («Вильно», 2 76-мм полевые пушки);
■ «К-23» («Днепр», 1 47-мм пушка).
9-й дивизион речных канонерских лодок (4 корабля):
■ «К-24» («Молния», 3 76-мм полевые пушки);
■ «К-25» («Сильный», 2 76-мм полевые пушки);
■ «К-26» («Стрелок», 3 76-мм полевые пушки);
■ «К-27» («Удалой», 3 76-мм полевые пушки).
Сторожевые катера:
■ «Олег» (1 пулемет);
■ «Брянец» (1 пулемет);
■ «Варяг» (1 пулемет);
■ «Кубанец» (1 37-мм пушка, 1 пулемет);
■ «Рассвет» (1 37-мм пушка, 1 пулемет);
■ «Стерегущий» (1 пулемет).
Паровые катера :
■ «Разведчик», №1 (1 пулемет);
■ № 2 (1 пулемет);
■ № 3 (1 пулемет);
■ № 4 (1 пулемет).
Посыльные суда:
■ «Новогеоргиевск»;
■ «Быстрый»;
■ «Буксир»;
■ «Петроград».
Моторные катера:
№ 1; № 2; № 3; № 4; № 5 и № 6. № 7; № 8; № 9; № 10.
С 25 августа по 15 сентября 1919 г. бывшая Варшавская верфь Министерства путей сообщения в Киеве переоборудовала в боевые корабли следующие речные суда:
■ колесный пароход «Жозефина» — устроены площадки и подкрепления под 2 76,2 мм орудия, забронированы штурвальная рубка и вход в кают-компанию;
■ пароход «Молния» — сделаны площадки и подкрепления под 2 76,2 мм орудия;
■ катер № 2 — забронирована рулевая рубка;
■ катер «Лубны» — установлено и забронировано 1 37-мм орудие, подго-товлено место для пулемета, забронирован рулевой мостик;
■ катер «Бравый» № 8 — установлен 1 пулемет и забронирована рулевая рубка;
■ катер «Полезный» — подготовлено место установки 1 пулемета; заброни-рована рулевая рубка;
■ моторный катер «Лотте» — забронирована каюта;
■ морный катер «Мария-Агнесса» («Стройный») — забронированы штурвальная рубка и место установки пулемета.
Канонерские лодки К-20 «Некрасов» и К-29 «Санитарный I» имели в диаметральной плоскости три фундамента, рассчитанные на тумбовую установку 76-мм полевых пушек. На средний фундамент можно было устанавливать 63,5-мм зенитную пушку. «Белла» и «Лев Толстой» имели два фундамента под тумбы для 76-мм полевых пушек. К-20 имела 2 пулемета в броневых башнях, остальные — по 4 на сухопутных станках.
Кроме того, Варшавская верфь вооружила 1 плавбатарею белых.
К 1 октября 1919 г. в состав 1 дивизиона (лейтенант Рязанов) флотилии белых входили следующие корабли:
Канонерские лодки: «Радомысл» (2 76-мм полевые пушки и 2 пулемета); «Богатырь»; «Адмирал Макаров» (2 76-мм полевые пушки и 2 пулемета); «Удалой» (2 76-мм полевые пушки и 2 пулемета); «Жозефина» (1 76-мм полевая пушка и 1 пулемет); «Доброволец» (2 76-мм полевые пушки и 2 пулемета); плавучая батарея «Владимир Святой» (1 152-мм пушка, 1 пулемет).
Корабли белых до сентября 1919 г. бронировались лучшей по качеству сталью, чем суда советской флотилии. Поэтому осадка кораблей белых оказалась меньше, чем у советских вооруженных пароходов.
Главным преимуществом советской флотилии в это время являлось качество рядового личного состава, который сменялся на канонерках. Люди по очереди вызывались в Гомель, где они проходили «чистку». На вооружении флотилии стояли тяжелые орудия и большое количество мелкокалиберных пушек и пулеметов.
Таким образом, осенью 1919 г. на Днепре появилась хорошо вооруженная флотилия Белой армии, в состав которой входили 6 канонерских лодок, 3 бронекатера и 1 плавбатарея с 152-мм орудием. Канонерские лодки «Радомысл», «Богатырь», «Адмирал Макаров», «Удалой» и «Доброволец» имели на вооружении по 2, а «Жозефина» — 1 76-мм полевое орудие на колесном лафете. Пушки устанавливались на банкетах, к которым лафеты крепились за скобы, пропущенные под палубу. При этом колеса лафетов опирались на банкет, возвышавшийся над орудийной площадкой, а хобот опускался на площадку и упирался в погон из уголкового железа, идущего вокруг оси вращения орудия. В результате несколько увеличивалась дальнобойность пушек, которые к тому же получали возможность стрельбы перекидным огнем.
Конструкция защиты канонерских лодок белых благодаря широкому применению стальных листов оказалась несколько лучше, чем у бронепароходов советской Днепровской флотилии. Так, машина и котлы прикрывались 5—10 мм листами с промежутком 90—110 мм. Благодаря этому образовывался ящик для дров, которые служили дополнительной защитой. На мостике стояли 5-мм стальные листы с прорезями для пулеметов. Рулевая рубка защищалась двумя рядами 5—10 мм стальных листов с песком в 90 мм промежутке. На «Белле» и «Льве Толстом» рубки защищались двумя рядами 25-мм досок с промежуточным слоем песка толщиной 110 мм и 300 мм соответственно.
Во второй половине января 1920 г. I дивизион (состоявший к этому времени уже из 2 203-мм пушек Металлического завода, 1 152-мм Канэ, и 1 127-мм английских пушек, 10 пулеметов и 112 винтовок) находился в Симферополе.