Днепровская флотилия Советской Украины

Переписка по созданию советской Днепровской флотилии началась в начале февраля 1919 г. между Полевым штабом Советской Украины и Морским штабом РСФСР. Морвед, занятый событиями на Балтике, Кас­пии на востоке и севере, не взял в это время на себя организацию флоти­лии, а послал в конце апреля 1919 г. в распоряжение Украинского коман­дования нескольких специалистов, которые вошли в состав особой ко­миссии по вооружению кораблей Днепровской флотилии при началь­нике военных сообщений I армии Советской Украины (впоследствии XII Красной армии). Армейское командование еще до прибытия крас­ных моряков из Петрограда поручила организацию флотилии матросу Ф.В. Полупанову. Задание осложняло отсутствие опытных специалистов. Как сухопутное командование, так и первые непосредственные органи­заторы флотилии не представляли себе характера задач, которые можно возложить на речные силы.

Вначале предполагалось ограничиться ремонтом дозорных бронекате­ров русского военного ведомства, построенных в 1915 г., которые вооружа­лись пулеметом в башне на носу, 37-мм пушкой Гочкиса в кокпите. Эти моторные катера из хромоникелевой стали грузоподъемностью до 8,2 тонн приводились в движение одной машиной в 85 л.с. (расход топлива 40,95 кг/ч), имели малый ход, плохо слушались руля, но вся команда надеж­но защищалась броней от пуль и шрапнели. Вскоре выяснилось, что двига­тели очень не надежны и корабли годятся лишь для близкой разведки и обстрела открытых целей. Тогда командование армии приняло решение вооружить днепровские пароходы армейскими пушками. Работами по пе­реоборудованию занимались киевские заводы «Арсенал» и бывшая Вар­шавская верфь МПС. Из-за отсутствия железа, а также для ускорения ра­бот в конструкции защиты и подкреплениях корпуса широко использова­лось дерево.

Приказом по флотилии от 21 марта 1919 г. ее первоначальный бое­вой состав определялся шестью бронепароходами и пятью бронекате­рами. Каждый из бронепароходов («Курьер», «Аполлон», «Самуил», «Арнольд», «Верный» и «Адмирал») вооружался 2 76,2-мм полевыми пушками образца 1902 г. и, как правило, 4 пулеметами разных систем. Орудия крепились к штырям из железа, опиравшимся на кильбалку. Срезанный сошник хобота лафета упирался в железный погон, при­клепанный к палубе, которая подкреплялась тремя-четырьмя рядами деревянных пиллерсов. Это подкрепление корпуса отличалось чрезвычайной жесткостью и при выстрелах сильно действовало на корпус и машину, рвало палубу, да так, что швы расходились. Так, 4 июля 1919 г. бронепароход «Самуил» пришлось разоружить и передать водному транспорту. Кроме этого, боль­шим недостатком стал малый угол возвышения, что не давало возможности использовать полностью дальнобойность устанавливаемых сухо­путных пушек. И, по сравнению с тем же калибром на возвышенном берегу с врытыми сошниками, пушки бронепароходов сильно уступали в дальности стрельбы. Кроме того, при отсутствии прямых плесов (оби­лие излучин) и покрытой кустарником долине, 76-мм полевая пушка, поставленная таким образом на палубе, обладала для наводчика слишком ограниченным горизонтом видимости.

Конструктивная защита состояла из 50-мм досок с прослойкой песка в 102 — 127 мм и внутренней стенки из 10-мм стали. Таким бруствером при­крывались: штурвальная рубка, выступающие над палубой сухопарники котлов и мотыли машин. Бруствер служил в основном убежищем для пу­леметчиков, которые таким образом находились в укрытии. Артиллерис­ты при пулеметном обстреле с берега часто оказывались в опасном поло­жении, из-за чего бронепароходы не всегда могли выполнять свои боевые задачи. Тяжелый бруствер сильно увеличил осадку судна.

В судовой состав советской Днепровской флотилии к 21 марта 1919 г. входили:

 бригада: «Шарлота», бронированные катера № 1, № 2, № 3, № 4, № 5.

II бригада: «Курьер», «Апполон» и «Самуил».

III бригада: «Арнольд», «Верный» и «Адмирал» (база).

Все суда, за исключением «Шарлоты» и бронекатеров, имели на воо­ружении по 2 76-мм полевые пушки образца 1902 г. и без всякой нормы оснащались пулеметами, винтовками.

Кроме того, 9 июня 1919 г. в состав флотилии вошел «Мандельш­там», имевший 2 107-мм армейские пушки, а через два дня — «Трахтотомиров» с 1 76,2-мм полевой пушкой и «Мукомол» с 2 122-мм гаубица­ми. К концу августа 1919 г. вошли в строй бронепароходы «III Интерна­ционал», имевший 2 122-мм гаубицы, и «Стенька Разин» с 2 76-мм пуш­ками, «Бужин» и «Доротея» каждый имел по 1 76-мм пушке.

Áðîíåïàðîõîä "III Èíòåðíàöèîíàë"

Флотилия Советской Украины была организована по типу армейских частей и подчинялась только армии. Возглавлял флотилию штаб анало­гичный штабу дивизии. Армейская система снабжения совершенно не подходила к потребностям речной флотилии, так что ряд видов доволь­ствия и вовсе не предусматривался. Поэтому многое приходилось выры­вать откуда можно и что можно. Вопиющим несоответствием, которое тоже вытекало из такой организации, в некоторой степени основанной на недоверии армейцев к командованию флотилии, являлось положение «особой комиссии по вооружению судов», не подчиненной комфлоту. Это стало одной из причин, почему вооружение не соответствовало тактичес­ким потребностям.

Áðîíåïàðîõîäû Äíåïðîâñêîé ôëîòèëèè

Личный состав флотилии был незнаком с особенностями плавания на реке. Обстановка на Украине и сама организация флотилии (отсут­ствие денег на ее содержание) вынуждали людей «бандитствовать», что­бы не умереть с голоду. Позднее Советской Республике удалось справить­ся со всеми проблемами.

1734

В качестве характеристики морально-психологического состояния красных днепровских моряков нужно отметить тот факт, что при наступ­лении Деникина только 25% личного состава флотилии эвакуировалось из Киева в Гомель.

1735

От Морского ведомства Советской России флотилия в это время не зависела и снабжения не имела.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: