Бассейн Дуная

Дунай как старинная дорога народов, благодаря направлению своего течения с запада на восток, занимает среди европейских рек исключительное положение. Эта вторая по величине (после Волги) река в Европе. Истоки Дуная образуются от слияния двух шварцвальдских речек; Бригах и Бреге, затем река течет через всю Центральную Европу и впадает в Чёрное море тремя рукавами (Килийский, Сулинскнй и Святого Георгия). Общая длина Дуная — 2848 км, площадь бассейна — 810 132 кв. км. В начале XX века река протекала по территории следующих стран: сначала Германии, затем — от устья реки Савы — прорезала Австро-Венгрию почти поперек и далее до румынского города Силистрия являлась границей между Сербией и Болгарией с одной стороны, и Австро-Венгрией и Румынией — с другой. Ниже Силистрии Дунай тек по Румынии, а от устья Прута его Килийский рукав (Килийское гирло) в те времена обозначал границу между Румынией и Россией.

1595

Протекая по территории Германии, Дунай отделялся узким отрогом Шварцвальда от правых притоков Рейна.

Малая высота этого водораздела позволяла переходить из одной долины реки в другую.

Карта бассейна Дуная по состоянию на 1952 год

Карта бассейна Дуная по состоянию на 1952 год

Глубина Дуная возле Ульта — 2,44 м. Судоходство в те времена было возможно уже от Ульма, хотя многочисленные мели и пороги сильно его стесняли. В своем течении река образует много островов. Постройка армейских наплавных мостов ниже Регенсбурга сильно затруднялась большой скоростью течения и шириной реки. Наиболее удобно устройство переправ у Ульма и Донауверта (Густав-Адольф в 1632 г., Людвиг Баденский и Евгений Савойский в 1704 г., эрцгерцог Карл в 1796 г., Мюрат и Сульт в 1805 г.), Линца и Маутерна (курфюрст Карл-Альберт Баварский в 1741 г. и отряд Кутузова в 1805 г.). Тульна (герцог Карл Лотарингский в 1683 г.) и Вены (Мюрат в 1805 г. И Наполеон в 1809 г.).

Дунай принадлежал Австро-Венгрии на протяжении 1366,5 км. У са­мого входа в страну ширина его составляла около 256 метров, но далее по течению он значительно расширялся Наконец у Земуна, па границе с Сербией, ширина реки достигала уже 1195 м. У Орсовы эта могучая река сжималась стенами Балканских гор и Лесных Карпат (Трансильванских Альп) и прорывалась через теснину шириной всего лишь 149 м. Это уще­лье называется Железными Воротами. Глубина Дуная здесь очень велика (до 50 метров, тогда как на остальном протяжении его глубина колеблет­ся от 4,3 до 8,5 м).

1596

Через ущелье, называемое Венгерскими Воротами, Дунай выходит на Венгерскую равнину, разделённую на две части Средневенгерским хребтом. Сквозь Баконский лес река прорывается узкой лесистой до­линой между городами Грань и Вайцен. Протекая по равнине до города Базиаша Дунай имеет извилистое русло и медленное течение. Весен­ние разливы были здесь весьма велики. В некоторых местах уровень воды мог повышаться на 12—15 метров, затопляя многочисленные ост­рова и низменную долину. Ширина реки у Пресбурга составляла 350 м, у Грана — 450, у Будапешта — 640— 1010, у Землины — 1200. Глубина менялась от 34 до 53 м. Устройство наплавных мостов средствами пон­тонных частей здесь было крайне затруднено, а ниже Будапешта про­сто невозможно — понтоны не выдерживали напора течения и поры­вов ветра. Наиболее удобные пункты для переправ имелись у Пресбурга. Коморна, Грана, Вайцена и Будапешта, Дуна и Фельдвара, Петервардеи у Белграда и у Панчевы.

У Базиаша долина Дуная сжимается с юга Восточно-Сербскими горами а с севера — Карпатами, образуя извилистую теснину Клиссуру, длиной 128 км, окаймленную покрытыми лесом обрывами. От порогов, стесняющих судоходство, русло удалосьочистить лишь в начале XX века. От устья реки Савы до Железных Ворот стратегическое значение Дуная было огромно, он отделял Сербию от Австро-Венгрии, а на участке от Орсовы до устья реки Тимока от Румынии.

1597

Для улучшения условий судоходства здесь предпринимались обширные работы Река могла бы играть в истории народов еще более значительную роль, если бы природа не снабдила ее таким множеством навигационных препятствий. Первый пароход от Вены до Будапешта прошел по Дунаю в 1830 г. Бурное развитие парового судоходства потребовало устранения навигационных препятствий. План их устранения был разработан еще во второй половине XVIII в. Тогда же начались первые работы. Боль­шие пороги, находящиеся выше Вены (между Грейном и Кремсом), удалось обойти благодаря устройству глубоководного кана­ла. Ниже по реке пришлось уст­ранить еще три больших препят­ствия — на участке между Прес- бургом и Геньо, у Железных Во­рот и близ Сулинского гирла.

На все эти проекты Австро-Венгрия затратила 30 млн гуль­денов. Особенно тщательно ра­боты по улучшению водных пу­тей проводились в Венгрии, ги­гантских масштабов достигли работы у Железных Ворот. Еще римляне всеми силами пытались устранить здесь препятствия су­доходству. Но ни античная тех­ника, ни инженерные средства XVIII века не смогли удалить подводные камни, рассеянные здесь на фарватеры реки в ог­ромном количестве.

Работы эти не ограничились ис­ключительно одними Железными Воротами, а коснулись также под­водных каменных гряд Козла, Бой­ке и порогов Излаз и Тахталия. В двух последних провели каналы длиною по 1800 м. Кроме этого, пришлось ус­транять гряду подводных камней, пересекающих Дунай у Орсовы, где начинались Железные Ворота. За­труднения для судоходства состоя­ли в бесчисленных подводных кам­нях, рассеянных по течению и со­здававших сильное волнение. Из-за опасных скал суда на этом участке могли ходить только под управлени­ем опытных лоцманов, да и то лишь при определенном уровне воды. Препятствия смогли устранить, только прорыв канал. Расходы по этому громадному предприятию со­ставили 18 600 000 гульденов. Руко­водил работами инженер Бела фон Гонда.

 1598

Дунай судоходен в любое время года. Но по большинству его прито­ков ходили суда только в нижнем течении рек. Левый приток Дуная — Тисса был судоходен уже несколько выше Чопа (ныне пограничная стан­ция в Украине), а для мелких судов — даже от Марамарош-Сигета. Но Тис­са замерзает на три месяца.

Наиболее важные судоходные каналы Австро-Венгрии:

канал Франса, соединявший Дунай и Тиссу — длиной в 119 км, при 20 м ширины и 2,5 м глубины;

канал Франца-Иосифа, (вып­равляющий течение Дуная между городами Вездан и Нейзетц) — дли­ной около 110 км;

- канал Вега, выправлявший приток Тиссы, длина его составляла около 70 км,  начало располагалось у города Темешвара.

1599

Ниже Орсовы Дунай течет по Нижне-Дунайской равнине, простирающейся на севере до Лесных Карпат (Трансильванских Альп), а на юге — до предгорий Балкан. Река на этом участке разветвляется на бесчисленные рукава, образуя болотистую, труднопроходимую, широкую долину с крутыми берегами высотой 32 — 85 м. Ширина реки 960 —1814м, глубина местами доходит до 30,5 м. В начале века здесь существовал только один железнодорожный мост у Черновод. Этот участок Дуная, от Орсовы до дельты, был очень хорошо освоен русскими военными. Русские войска переправлялись через него много раз: ниже Кладова (1809 г., отряд Исаева), у острова Ольмар (1810 г., отряд графа Цукато), у Груи (1811 г.,отряд графа Воронцова), у Лом-Паланки (1811 г., отряды Энгельгарда и Репнинского), у Рахова (1773 г., отряд Уварова и в 1829 г. отряд Гейсмара), у Никополя (1812 год, отряд Булатова по льду), у Зимницы (1812 г., отряд Булатова по льду; в 1877 г., дивизия Драгомирова), у Петрошан (1811 г., отряд Маркова), у Рущука (обратные переправы в 1810 г. отряда графа Каменского и отряда князя Кутузова в 1811 г.), у Мавродина (1773 г., отряды Репнина и графа Салтыкова), у Туртукая (1733 г., дважды Суворов; 1774 г., граф Салтыков; 1810 г., отряд Засса и 1811 г., отряд Грекова), у Силистрии (обратные переправы отряда графа Каменского в 1810 г. и отряда князя Паскевича в 1854 г.). У Калороша (1812 г., отряд Гартинга), у Гуробал (1774 г., отряды Румянцева и Глебова, а также обратные переправы отрядов Румянцева и Потёмкина; 1774 г. опять отряд Румянцева), у Линкорешти (1774 г., отряд князя Репнина), у Гирсова (1771 г., отряд Якубовича; 1773 г., обратные переправы отрядов Глебова и Долгорукова; 1774 г., отряд Суворова; 1854 г., отряд Зурова и 1877 г., отряд охотников), у Браилова (1771 г., отряд Милорадовича; 1774 г. отряд графа Каменского; 1854 г., отряд князя Горчакова и 1877 г., отряд Циммермана), у Галаца (1791 г,, отряд князя Репнина; 1809 г., отряды атамана Платова и киязя Прозоровского; 1812 г., отряд графа Ливена; 1854 г., отряд Аидерса и 1877 г., отряд Жукова), у Исакчи (1771 г., отряд Вейсмана; 1791 г.. отряд князя Голицына и 1809 г., отряд Засса).

У Измаильского Чатала начинается дельта Дуная, который впадает в Чёрное морс тремя рукавами: Килийским, Сулинским и Святого Геор­гия. Первый и последний разветвляются па несколько второстепенных рукавов (гирл). Судоходными были только Килийский и Сулинский ру­кава. Всё пространство дельты Дуная представляло собой болотистую, изобилующую озёрами низину, которая являлась серьёзным препятстви­ем на путях из Бессарабии и Добруджи.

1600

Близ устья Сулина (среднего из трех рукавов устья Дуная) для улуч­шения судоходства пришлось построить ряд молов. Эти работы выполня­лись Международной комиссией и обошлись в 15 млн. рублей

По условиям Парижского мира 1856 г. в Галацебыла учреждена «Меж­дународная Дунайская комиссия для регулирования свободного судоход­ства». Берлинским конгрессом 1878 г. судоходство разрешалось для всех государств па протяжении от Орсовы до устья Дуная. Стационеры вели­ких держав могли подниматься не выше Галаца. Боевые корабли, за ис­ключением легких судов речной полиции и таможенной стражи, не име­ли права ходить ниже Железных Ворот.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: