Днепровская флотилия Советской России

Намеченная еще ранее реорганизация советской Днепровской флоти­лии и её переход в Морское ведомство РСФСР началась 27 августа 1919 г., по приказу главнокомандующего вооруженными силами Республики. Ко­мандованию Западного (бывшего Украинского) фронта было приказано передать Днепровскую флотилию в ведение командующего морскими силами республики, после чего началась коренная реорганизация флоти­лии. Реввоенсовет Республики подчинил ее во всех отношениях Моркому, а в оперативном — сухопутному командованию советских войск, опе­рировавших на Украине. Кроме того, все флотилии, действовавшие на вер­хнем Днепре и на его притоках, стали подчиняться комфлоту Днепровс­кой флотилии.

13 сентября 1919 г. полностью сменилось командование флотилией, и из Москвы начали прибывать квалифицированные специалисты. Из пре­жнего личного состава 75% не прибыло в Гомель, а осталось в Киеве у бе­лых. Береговой полуэкипаж в полном составе в Гомель, похоже, эвакуиро­ваться и не собирался.

Прежнее командование с пьянством и грабежами не только не боро­лось, но даже их поощряло. Политотдел никакой работы не вел. Отсут­ствовала простая школа грамотности, которая существовала только на бумаге. Бандитизм в среде красных моряков стал вполне естественным явлением, так как при отсутствии снабжения команды судов забирали в прибрежных деревнях скот и продовольствие. Советские матросы при всем их революционном энтузиазме и воодушевлении, отличались крайней распущенностью. Партизанщина и хищения, разгул и пьянство не могли, конечно, служить залогом успеха в предстоящих серьезных операциях. Личный состав требовал генеральной чистки. Приходилось избавляться от моряков-самозванцев и «клешников».

Согласно приказу командующего флотилией от 15 сентября 1919 г., переформирование Днепровской военной флотилии и перевооружение кораблей предполагалось закончить к началу навигации 1920 г. Новый состав флотилии включал в себя два дивизиона канонерских лодок для действий на южном (более глубоководном) и северном плесе реки. Из них I дивизион предназначался, главным образом, для боя с флотилией противника и состоял из двух групп. Четыре тяжелые канонерские лод­ки первой группы должны были иметь на вооружении по 2 130-мм кора­бельных пушки. Каждая из четырех канонерок второй (легкой) группы вооружалась 4 76-мм полевыми пушками на «судовой установке». Такое разделение на группы вызвалось сравнительной узостью реки, которая не допускала другого строя, кроме кильватерной колонны. Поэтому группа, замыкающая колонну и обладающая дальнобойной артиллерией, могла стрелять через голову авангарда Каждый дивизион имел вспомо­гательный буксир с мощными водоотливными и пожарными средства­ми, а также штабной пароход.

Приказом по флотилии от 6 октября 1919 г. бронепароходы перевели в класс канонерских лодок. Они получили новые наименования.

Новая флотилия создавалась из двух дивизионов:

Первый дивизион (литера «М») состоял из 8 канонерских лодок для действий на южном плесе ниже Киева летом и осенью (из-за их глубокой осадки). По вооружению корабли дивизиона значительно отличались. Корабли первой группы тяжелых канонерских лодок («Молниеносный», Мстительный», «Мощный», «Могучий») имели по 2 130-мм пушки и 4 пулемета каждый; вторая группа легких канонерских лодок («Малый», «Меткий», «Молодецкий», «Мудрый») была вооружена 4 76-мм полевыми пушками, установленными на тумбах Мотовилихинского завода (в свое время заказанных Волжской флотилией белых) и четырьмя пулеметами. Этот дивизион, состоящий из восьми канонерок, по 4 канонерки в груп­пе, предназначался, главным образом, для боя с флотилией противника. В основе такой тактики лежали условия местности, боевой опыт Волжских флотилий как советской, так и колчаковской, и опыт совместных действий с армией.

1739

Извилистость Днепра и короткие плесы вынуждали вести бой с фло­тилией противника на близких дистанциях. Поэтому преимущества ко­рабля заключалось в количестве артиллерии, скорострельности, в живу­чести пушек, позволявшей выпускать большое количество снарядов.

1741

С точки зрения гибкости и удобства управления огнем во время боя с неприятельской флотилией предполагалось использовать строй кильва­терной колонны из «спаренных» кораблей.

Крепления под орудия делались деревянные с одной стороны для ус­корения (и из-за отсутствия соответствующей стали и заводов, могущих выполнить эти работы), а с другой — из-за ветхости корпусов, которые не могли выдерживать отдачу пушек.

Применялось вертикальное бронирование орудий и рубки для укры­тия прислуги и лоцманов. Таким же образом защищались и пулеметы, имевшие угол возвышения около 90° и стоявшие на треножниках. В каче­стве «брони», из-за отсутствия хромоникелевой, приходилось применять мягкую 10-мм сталь, которая не пробивалась винтовочной пулей с дистан­ции 213 м. и в упор при угле падения от нормального 15°. Дополнительно в помощь «броне» вдоль бортов укладывались штабеля дров. От употребле­ния песка пришлось отказаться, так как из-за его большого веса осадка кораблей увеличилась настолько, что в летнее время канонерскую лодку было бы нельзя использовать. Зенитная артиллерия устанавливалась по мере её поступления, что тяжело сказалось в летних операциях 1920 г. Аэро­пушки все же удалось установить, но с опозданием.

Второй дивизион, состоявший из 8 канонерских лодок литеры «Г», из-за отсутствия соответствующих калибров морской артиллерии при­шлось вооружить армейскими пушками, руководствуясь разделением дивизиона на тяжелую и легкую группы (как и в I дивизионе) и приспо­сабливая их благодаря малой осадке кораблей к действию на верхнем пле­се. Как здесь, так и там проводилась идея необходимости действия кораб­лей парами — одна легкая, другая тяжелая. Канонерки предлагалось ис­пользовать в операциях против берега и небольших речных сил противни­ка, а целый дивизион (легкая впереди тяжелая сзади) — в бою против круп­ных сил противника.

Канонерские лодки легкой группы («Геройский», Грозный», «Горя­чий», «Громкий») вооружались каждая 2 76-мм орудиями и 4 пулеметами. Впоследствии сюда же вошла пятая канонерка «Доброволец», захвачен­ная у белых в бою и переименованная в «Губительный». Общий вид их был примерно такой же, как и тяжелой группы.

1736

Тяжелая группа: «Грозящий» (2 107-мм), «Гордый» и «Громовой» (по 2 122-мм), «Гневный» (2 120-мм), и на всех по 4 пулемета.

1737

Подкрепления устанавливались также деревянными. Броня ставилась однотипно с 1-ым дивизионом. Для увеличения угла возвышения армейс­ких пушек применялся довольно остроумный способ установки банкетов (заимствованный у деникинской флотилии), при котором пушки крепи­лись за скобы, пропущенные под палубу.

Применение армейских пушек оправдывалось большой живучестью их каналов стволов. Кроме того, сухопутные прицелы оказались чрезвы­чайно полезными для действий против береговых целей. Каждому диви­зиону придавался штабной пароход, а так же буксир с мощными противо­пожарными и водоотливными средствами.

Кроме этих кораблей в программу вооружения входили 6 стороже­вых судов («Коршун», «Кречет», «Ястреб», «Беркут», «Сокол», «Орел»), вооруженные 47-мм орудиями и пулеметами. Эти малые корабли, почти без бронирования, предназначались для разведки, охраны тыла и действий на притоках Днепра.

1738

Минный дивизион состоял из базы и 4 тральщиков-заградителей («Патрон», «Мина», «Запал» и «Трал»). Вооружение — по 1 37-мм пушке, пулемету и по 15 мин типа «Р». Мины типа «С», присланные на Днепр, оказались непригодными, так как наименьшее углубление, на котором они начинали действовать, было значительно больше наибольшего углуб­ления судов — 0,98 м.

Осадка тральщиков-заградителей составляла около 0,44 м, также как и сторожевых судов, и они часто выполняли роль сторсудов и разведчиков. Тралы употреблялись самодельные из стального троса на стеклянных ша­рах, которые зачастую заводили со шлюпок или с берега.

Вооружение двух барж (по 1 152-мм пушке) не было осуществлено из- за отправки орудий на Черное море.

Бронекатера старой флотилии из-за отсутствия запасных частей и хорошего топлива не использовались.

План перевооружения к концу навигации 1919 г., предполагалось вы­полнить только наполовину (в связи с возможным появлением сильной флотилии у Деникина). Остальное планировалось выполнить на зимней стоянке. Вооруженные пароходы и подлежащие перевооружению (под новыми названиями) продолжали действовать на фронте до конца нави­гации. Ввести в строй корабли I-го дивизиона с новым вооружением уда­лось только к началу навигации 1920 г., так как никакие нажимы и угрозы не могли восполнить отсутствие технических средств, рабочих рук и ма­териалов.

Снабжением и вооружением флотилии ведал вновь организованный Гомельский порт. Командир порта в оперативном отношении подчинял­ся командующему флотилией, во всех остальных — Главному Морскому хозяйственному управлению. В течение 1919 г. реорганизацию и приведе­ние флотилии в полный порядок провести не удалось.

В первых числах ноября 1919 г. начался зимний ремонт, а также рабо­ты по перевооружению и переоборудованию кораблей. Проекты и пред­варительные сметы представил технический отдел Военного порта Днеп­ровской флотилии. Кроме вооружения, бронирования и оборудования погребов боезапаса предполагалось настелить полы и обшить борта в трю­мах, установить заново каютные переборки и двери, сделать необходи­мое количество скамей, столов и табуретов, изготовить и установить на место мачты для подъема флажных сигналов и радиоантенн. Общая сто­имость работ для корабля «тяжелой группы» I дивизиона составляла око­ло 3 860 тыс. руб.

Тяжелая группа I дивизиона состояла из следующих канонерских ло­док: «Молниеносный» (бывший «III Интернационал»), «Мстительный» (бывший «Стенька Разин»), «Мощный» (бывший «Троцкий»), «Могучий» (бывший «Тиссен»). В прошлом — это близкие по типу товаропассажирс­кие пароходы, имевшие довольно прочные корпуса и паровые машины.

Первые три корабля были переоборудованы в Гомеле на механичес­ком заводе Фрумина, который ранее корпусными работами не занимался и, буквально перед этим, наспех был к ним приспособлен. Поэтому из-за отсутствия доков, эллингов и подъемных кранов вооружение и ремонт кораблей проводились на плаву самым примитивным способом. В связи с острым недостатком котельщиков и плотников работы выполнялись край­не медленно и некачественно. Жизненно важные части кораблей защи­щались листовой сталью. Попутно ремонтировались корабельные меха­низмы и электротехника.

Работы на тяжелых канонерских лодках I дивизиона, являвшихся ударной силой флотилии, производились в самом спешном порядке. Ле­бедками и вручную 130-мм орудия затягивались с берега на основания по специально устроенным помостам, проложенным с корабля на корабль, ^то привело к тому, что у «Молниеносного», который имел наибольшую готовность и стоял третьим от берега, произошла задержка с установкой второй пушки из-за неполностью сделанных подкреплений орудийных площадок на «Мстительном» и «Мощном».

Канонерская лодка «Могучий» была переоборудована в судоремонт­ных мастерских г. Чернобыля, который не имел железнодорожного сооб­щения. Поэтому установку орудий предполагалось провести в Киеве пос­ле открытия навигации.

Программу вооружения флотилии, принятую осенью 1919 г., из-за острой нехватки орудий и материалов, а также недостатка топлива, рабочей силы и технических средств удалось выполнить лишь к началу навига­ции 1920 г. В начале марта пошел лед в южной части Днепра, а в марте весь Днепр и его притоки очистились ото льда. 25 марта все корабли из Гомеля и Чернобыля перешли в Киев, где продолжилось их вооружение. В конце марта первая тяжелая канонерская лодка «Молниеносный» вошла в строй. В апреле же с большими недоделками сдали «Мстительный». Затраты, связанные с перевооружением и ремонтом, составили 2 116 тыс. руб на ко­рабль.

5  мая 1920 г., Красная армия начала эвакуацию из Киева из-за наступ­ления поляков. В этих условиях командование разделило флотилию на три группы. Одна из них должна была действовать на севере от Киева, вплоть до Припяти, вторая — на реке Березина, третья, состоящая из су­дов, требующих ремонта и довооружения, еще накануне эвакуации от­правилась на юг в район Екатеринослава.

В среднем течении Днепра среди прочих кораблей остались канонер­ские лодки «Мстительный» и «Молниеносный», а также вся «легкая груп­па» I дивизиона.

В Каменском на Государственном днепровском металлургическом заводе в мае 1920 г. закончился ремонт, бронирование и вооружение ка­нонерских лодок «Могучий» и «Мощный».

Крепления под 2 130-мм орудия в 55 калибров длиной из-за отсут­ствия стали и заводов, способных выполнять подобные работы, делались деревянными. Это ускорило вооружение. Извилистый фарватер и доли­на реки, покрытая кустарником, давали большие преимущества сухопут­ным пушкам, установленным на возвышенном берегу. Для 130-мм пушек на верхней палубе возводились площадки из деревянных брусьев, уложен­ных в штабеля крест-накрест. Брусья нижнего ряда крепились к палубе болтами и хомутами, а между собой и между рядами — хомутами и плот­ничьими скобами. Палуба в районе площадки подкреплялась деревянны­ми пиллерсами (бревнами), упертыми в стрингеры.

Погреба боезапаса оборудованы не были и снаряды хранились в куб­риках. Боезапас подавался вручную через люки в палубе.

Из-за отсутствия зенитных орудий от их установки вначале отказа­лись, что сказалось во время летних операций 1920 г. На крайних кожухо- вых каютах стояли четыре пулемета.

Кожуховые каюты, сухопарники котлов, палуба и надводный борт в районе машины и паровых котлов, а также боевая рубка и орудия до высо­ты цапф защищались листами из 10-мм мягкой стали, которая не пробива­лась винтовочной пулей с дистанции 213 м. Дополнительно, в помощь «бро­не», вдоль бортов укладывались штабеля дров, служившие также топли­вом для паровых котлов.

По проекту предполагалась защита погребов боезапаса 10-мм сталь­ными щитами со стороны бортов и переборок, а также бронирование па­лубы в районе погреба, установка боевых крышек на иллюминаторы, но ничего этого весной и летом 1920 г. сделано не было. И все же в целом, защиту канонерских лодок удалось значительно улучшить. Помещения в корпусе были перестроены с учетом размещения личного состава: уста­новлены койки, скамьи, столы и табуреты. Но работы были выполнены не полностью: остались незашитыми борта трюмов, не установлены не­которые каютные переборки и двери. По проекту предполагалась уста­новка дополнительной камбузной плиты, что также не успели сделать.

На «Могучем» 24 мая 1920 г. была оборудована радиостанция. Крепле­ния деревянных букв названий по бортам и окраска кораблей в защит­ный цвет завершали процесс переоборудования.

Весной и летом 1920 г. главную опасность для Советской республики представляли войска Польши. По плану контрнаступления, разработан­ному Реввоенсоветом Республики, Северный отряд Днепровской военной флотилии должен был переправить на западный берег Днепра ударную группу XII Красной армии, которая охватывала затем Киевскую группи­ровку противника с севера. На реке отряду оказывали противодействие три польские канонерки и другие суда различного назначения. Кроме того, активно действовала авиация и артиллерия противника. Для выполнения операции корабли отряда вышли из реки Сож и 2 июня 1920 г. форсирова­ли укрепленный район у города Доев, где поляки имели 14 орудий, из них два — 203-мм калибра. Шесть канонерских лодок Южного отряда в это время поддерживали наступление Юго-Западного фронта. 12 июня 1920 г. они подавили прибрежные батареи противника и первыми вошли в Киев. За проявленный героизм во время июньских боев у Триполья и Лоева 10 сентября канонерские лодки «Могучий» и «Мстительный» были награж­дены почетным революционным Красным Знаменем ВЦИК.

Опыт летних боев 1920 г. показал хорошую защиту и высокую огне­вую мощь тяжелых канонерских лодок Днепровской военной флотилии. Вместе с тем выявилась слабость подкреплений под 130-мм пушками. Это обстоятельство, уже после двух недель операций, поставило под угрозу выхода из строя самых сильных кораблей флотилии. 7 июня от интен­сивной стрельбы у «Могучего» появилась течь и «расшатанность» палу­бы. На других кораблях положение было не лучше: после 11 — 12 борто­вых залпов двумя орудиями из корпуса начинали вылезать заклепки, рас­ходились швы небронированной части палубы. Эти повреждения моря­ки устраняли на ходу, но они приносили большие неудобства и требова­ли длительного ремонта.

Во время июльских боев на «Могучем» разорвало 130-мм пушку. После освобождения Киева на Варшавской верфи вместо нее поставили 76-мм полевую и, кроме того, установила 76-мм зенитную пушку Лендера. В пер­вой половине июля на «Мощном» установили 47-мм зенитную пушку, а на «Молниеносносном» и «Мстительном» — по одной автоматической пушке Виккерса.

2 июля 1-я конная армия С.М. Буденного прорвала фронт поляков и двинулась на Варшаву. Днепровская военная флотилия быстро оказалась в глубоком тылу и потеряла боевое значение. 30 июля командующий Мор­скими силами республики приказал разоружить и передать водному транспорту 8 канонерских лодок (в том числе тяжелые «Молниеносный» и «Мстительный»), 130-мм пушки первого были сняты и отправлены на Черное море. Два 130-мм орудия «Мстительного» были направлены для ремонта на Обуховский завод.

21  октября «Могучий» повредил днище о подводный камень и затонул у села Каменское 3 января 1921 г. Днепровский металлургический завод получил приказ снять артиллерию и начать подъем этой канонерской лодки. Артиллерия с «Мощного» была снята после окончания навигации 1920 г. и также отправлена на Черное море.

Зимой 1920— 1921 гг. Днепровский военный порт проводил текущий ре­монт корпусов и механизмов тяжелых канонерских лодок. При этом из-за неопределенной политической обстановки предполагалось вооружить каж­дую из них 2 107-мм армейскими пушками и зенитной пушкой Лендера.

2 февраля 1921 г. последовало окончательное решение о разоружении и передаче канонерских лодок водному транспорту. Поэтому завод Фрумина в Гомеле, где ремонтировались «Мстительный» и «Молниеносный», Чернобыльские судоремонтные мастерские («Мощный») и Днепровский металлургический завод («Могучий») получили указание снять «броню», орудийные площадки и выполнить необходимый ремонт корпуса и меха­низмов. 2 июля «Мощный» был вновь мобилизован и зачислен в отряд судов охраны Днепра, где находился до 30 ноября.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: