Пинская флотилия Республики Польша

Польша очень долго против своей воли являлась частью России, Авст­ро-Венгрии и Германии. Во время Первой мировой войны германский ге­неральный штаб приступил к формированию польских армейских частей под командованием Ю. Пилсудского. Вслед за этим 5 ноября 1916 г. Герма­ния и Австро-Венгрия признали независимость Польши как своей союз­ницы. Последовавшее 30 марта 1917 г. заявление России о признании польского суверенитета уже не имело практического значения, так как к этому времени территорию Польши полностью оккупировали германс­кие войска.

Фактически Польша стала независимой 11 ноября 1918 г., после рево­люции в Германии. Поляки разоружили немецкие войска и начали созда­вать свои вооруженные силы. Сразу же была создана Западно-Украинская республика со столицей во Львове. Одновременно Польша укрепляла гра­ницы с Германией и Чехословакией. Польские военно-морские силы начали создаваться декретом верховного главнокомандующего Ю. Пилсудского от 28 ноября 1918 г. В это время независимая Польша не имела ни кораблей, ни гавани. Политическая обстановка отличалась крайней неста­бильностью. На востоке страны тлели многочисленные малые конфликты, любой из которых мог закончиться большой войной.

В 1919 г. Польша повела необъявленную войну против Советской Рос­сии, а в сентябре 1919 г. начала действовать ее Пинская флотилия, пер­выми кораблями которой стали моторные катера «Листовчик», «Лех», «Лидздейко», «Лауда». Эти названия начинались с буквы «Л», чтобы та­ким образом обозначить их принадлежность к войскам генерала Листовского. Флотилия занималась, главным образом, войсковыми перевоз­ками, так как до Полесья в те времена удобнее было доплыть, чем дое­хать. А в период весенней распутицы гужевой транспорт полностью па­рализовался.

Затем, 7 марта 1920 г. поляки захватили на Припяти 22 парохода (в том числе 3 бронированных), 10 моторных катеров и 62 баржи, существенно усилившие Пинскую флотилию. Однако технические трудности не по­зволили быстро ввести в строй все захваченные суда. До конца марта в состав флотилии вошло лишь 5 кораблей, в том числе канонерская лодка «Трахтомиров», получившая наименование «Панцерный 1».

К концу апреля флотилия состояла из 1 канонерской лодки, 4 воору­женных катеров (МБ-1, МБ-2, МБ-3, МП-1) и разведывательных катеров В-1 и В-2, составивших боевой отряд. Кроме того, 9 вспомогательных су­дов и 18 барж составляли транспортный отряд. Еще 14 судов и 8 катеров находились в ремонте.

Однако вскоре советские войска, овладевшие устьем Припяти, отре­зали Лоевскую группу польской флотилии, корабли которой пришлось затопить. От всей Пинской флотилии остался лишь Транспортный отряд, отступившей 28 июня из Мозыря.

Для продолжения борьбы с советскими кораблями в начале июля 1920 г. поляки создали новый боевой отряд в составе 1 канонерской лодки «Панцер­ный 2» (бывший «Усердный») и 3 вооруженных катеров М-7, М-15 и М-47.

При этом из-за слабой производственной базы особых переделок не производилось, лишь на некоторых пароходах установили по одной 37- мм пушке и несколько пулеметов. Ниже приведен список некоторых па­ровых и моторных судов, вошедших в состав польской флотилии.

«Панцерный-2» (П-2), бывший колесный пароход «Бужин», построен в 1916 г. в Люблине (Россия). Водоизмещение 203 т. Основные размерения 35x5,5x0,9 м. Паровая машина мощностью 185 л.с. вращала 2 гребных коле­са и обеспечивала скорость хода 12,96 км/ч. 6 марта 1920 г. захвачен на Припяти в Юрьевичах и в июне того же года вошел в состав флотилии как бронированное судно П-2. 25 июля затоплен своим экипажем в Пинске по приказу польского командования, а в октябре 1920 г. вторично попал в руки поляков. С апреля 1922 г. вошел в состав польской флотилии как бро­нированное судно «Гетман Ходкевич», 17 октября 1931 г. переклассифи­цирован в вооруженное судно. В 1939 г. переоборудован, и перевооружен в плавучую самоходную зенитную батарею. 17 сентября затоплен своим экипажем на Припяти, выше устья Цны.

«Пуша» (С-1), бывший колесный пароход «Ветка», 1913 г. постройки. Водоизмещение 45 т. Основные размерения 29,3x7x0,4 м. Паровая маши­на мощностью 45 л.с. вращала 2 гребных колеса и обеспечивала скорость хода 17,59 км/час. Имел на вооружении 1 37-мм пушка и 4 пулемета. Эки­паж составлял 30 человек. 6 марта 1920 г. захвачен на Припяти в Норовле и 23 марта включен в состав флотилии в качестве санитарного судна, с пере­именованием в С-1 «Пуша». В период между И июня и 24 июля 1920 г. затоплен своим экипажем, по приказу польского командования на При­пяти. В дальнейшем поднят красными моряками, но в строй не вводился. В октябре 1920 г. вторично попал в руки поляков на Припяти у Воляньских Мостов и впоследствии вновь введен ими в строй.

Т-2, бывший товаропассажирский пароход «Ворон». Водоизмещение 22,85 т. Основные размерения 23x2,75x1,0 м. Паровая машина мощностью 30 л.с. вращала 2 гребных колеса, и обеспечивала скорость хода 10 км/час. Имел 1 пулемет. Экипаж составлял 10 человек. 6 марта 1920 г. захвачен на Припяти в Наровле и 23 марта включен в состав флотилии как военный транспорт Т-2. 28 апреля 1920 г. захвачен советскими сторожевыми суда­ми в устье Припяти.

Т-13, бывший товаропассажирский пароход «Вьюн». Длина корпуса 25 м. Паровая машина мощностью 25 л.с. 5 марта 1920 г. захвачен на При­пяти в Мозыре. В период между 11 июня и 24 июля 1920 г. затоплен своим экипажем, по приказу польского командования на Припяти.

«Горынь», 10 июля 1919 г. захвачен на Ясельде в Городище. В октябре 1919 года вторично попал в руки поляков на Припяти у Мостов Воляньских.

«Гетман Жулкевский», бывший буксирный товаропассажирский па­роход «Звезда», 1897 г. постройки. Водоизмещение 150 т. Основные раз­мерения 39,7x12,4x0,8 м. Паровая машина мощностью 150 л.с. вращала 2 гребных колеса и обеспечивала скорость хода 24,08 км/ч. Вооружение: 1 37-мм пушка и 2 пулемета. Экипаж 15 человек. 27 апреля 1920 г. захвачен на Припяти в Чернобыле, и включения в состав флотилии в качестве военно­го транспорта Т-3. 25 июля затоплен по приказу польского командования, в Пинске. В октябре 1920 г. вторично попал в руки поляков. В апреле 1922 г. включен в состав Пинской флотилии Польши в качестве вооруженного судна, с переименованием в «Гетман Жулкевский».

«Генерал Сикорский», бывший товаропассажирский пароход «Пе­ревал». Водоизмещение 64 т. Основные размерения 30,5x3,75x0,6 м. Па­ровая машина мощностью 70 л.с. вращала 2 гребных колеса, и обеспе­чивала скорость хода 14,08 км/час. Вооружение: 1 75-мм пушка и 4 пуле­мета. Экипаж — 19 человек.  марта 1920 г. захвачен на Припяти в Мозыре и 18 марта включен в состав флотилии в качестве «дежурного судна» с переименованием в Д-2 «Полковник Сикорский». 25 июля 1920 г. затоплен на Припяти, по прика­зу польского командования. В октябре 1920 г. вторично попал в руки поля­ков на Припяти у Мостов Воляньских, и в апреле 1922 г. включен в состав польской флотилии в качестве вооруженного штабного судна «Генерал Сикорский». К сентябрю 1939 г. перевооружен и переклассифицирован в самоходную плавучую зенитную батарею. 17 сентября затоплен своим экипажем на Припяти, выше устья Цны.

«Стефан Баторий», бывший товаропассажирский пароход «Пере­кат», 1914 г. постройки. Основные размерения 22,7x6.7x0,7 м. Паровая машина мощностью 50 л.с. вращала 2 гребных колеса и обеспечивала скорость хода 11,11 км/час. Вооружение: 1 37-мм пушка и 1 пулемет. 5 марта 1920 г. захвачен поляками на Припяти в Мозыре и 18 марта вклю­чен в состав флотилии в качестве военного транспорта Т-3, затем как сторожевое (дежурное) судна Д-4 («Инспекцыйный»). 25 июля 1920 г. затоплен на Припяти по приказу польского командования. В дальней­шем был поднят советскими моряками, но брошен на Припяти у Мос­тов Воляньских, где в октябре 1920 г. вторично попал в руки поляков и в апреле 1922 года был включен в состав Вислянской флотилии в качестве вооруженного буксирного судна «Стефан Баторий». Исключен из со­става польского флота 28 октября 1925 г.

Т-5, бывший товаропассажирский пароход «Сокол», 1885 г. пост­ройки. Водоизмещение 40 т. Основные размерения 24,6x6x0,6 м. Паро­вая машина мощностью 60 л.с. вращала 2 гребных колеса и обеспечива­ла скорость хода 11,11 км/час. Вооружение: 1 37-мм пушка, 2 пулемета. Экипаж — 7 человек. 5 марта 1920 года захвачен поляками на Припяти в Мозыре и 25 апреля включен в состав флотилии в качестве военного транспорта с переименованием в Т-5. 25 июля 1920 г. затоплен в Пинcке, по приказу польского командования. В октябре 1920 г. вторично по­пал в руки поляков на Припяти.

К-3, «Струмень», пассажирский пароход. Водоизмещение 25 т. Ос­новные размерения: длина 17,1 м; ширина 2,4 м. Паровая машина мощ­ностью 20 л.с. вращала 2 гребных колеса и обеспечивала скорость хода 7,96 км/час. 17 сентября 1919 г. захвачен поляками на Припяти в Петрикове и включен в состав польской флотилии в качестве военного транс­порта К-3. 25 июля 1920 г. затоплен в Пинске, по приказу польского ко­мандования.

«Панцерный-2», бывший буксирный пароход «Усердный». Водоиз­мещение 40 т. Основные размерения 45,7x9,7 м. Паровая машина мощ­ностью 120 л.с. вращала 2 гребных колеса. 6 марта 1920 г. захвачен на Припяти в Юрьевичах и 4 апреля включен в состав флотилии в качестве военного транспорта с переименованием в Х-5. В июле 1920 г. воору­жен, и переоборудован в бронированное судно П-2. 20 июля 1920 г. вы­веден из строя своим экипажем на Припяти в Качановичах по приказу командования. В дальнейшем, был поднят советскими моряками, но в строй не вводился. В октябре 1920 г. вторично попал в руки поляков у Воляньских Мостов на Припяти.

Т-5, бывший паровой грузопассажирский баркас «Четвертый». Водо­измещение 16 т. Основные размерения 14,75x3,82x0,3 м. Две паровые ма­шины, суммарной мощностью 15 л.с. вращали 2 гребных винта и обеспе­чивали скорость хода 8,89 км/ч. 5 марта 1920 г. захвачен на Припяти в Барборово и 1 мая включен в состав польской флотилии в качестве военного транспорта Т-5, затем переименованного в К-5. В период между 11 июня и 24 июля 1920 г. затоплен своим экипажем на Припяти по приказу командо­вания. В дальнейшем, был поднят советскими моряками и вновь введен в эксплуатацию. В октябре 1920 г. вторично попал в руки поляков у Волянь­ских Мостов на Припяти.

«М-47» бывший бронированный дозорный катер Пинского речного броневого отряда Западного фронта «№ 47», построен в 1916 г. по заказу русского Военного ведомства. Водоизмещение 6,5 т. Основные размере­ния 9,15x2,44x0,7 м. Бензиновых мотор мощностью 25 л.с. вращал 1 греб­ной винт и обеспечивали скорость хода 18,52 км/час. Вооружение: 1 пуле­мет. Экипаж — 5 человек. 6 марта 1920 г. захвачен на Припяти в Наровле, и к июлю того же года вошел в состав их флотилии как вооруженный мо­торный катер М-47, в период между 11 июня и 24 июля 1920 г. затоплен своим экипажем, по приказу польского командования.

Из-за отступления польских войск, пришлось затопить, или сжечь 8 самых крупных кораблей, в том числе и «Панцерный-2». Воссоздание Пинской флотилии произошло в начале октября 1920 г., после продвиже­ния фронта на восток и занятия Пинска.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: