Речные силы Советской России для Западного театра военных действий

Во второй половине 20-х гг. XX в. снова возникло противостояние Со­ветской России и Польши. Хотя надо признать, что отношения между этими странами всегда были напряженными. Именно подготовка к запла­нированной Польшей войне вызвала необходимость строительства новых мониторов.

Район возможного развертывания сухопутных войск Советской Рос­сии пересекали с северо-запада на юго-восток реки Днепр, Западная Дви­на и их притоки. Кроме того, наличие железнодорожных и прочих мос­тов, а также большого количества переправ придавало особо важное зна­чение обороне речных рубежей.

Связанные между собой речные системы Западного театра (бассей­ны Днепра, Западной Двины, Вислы и Немана) открывали широкие перс­пективы для действий советских речных флотилий. Вместе с этим серьез­ную угрозу для развертывания частей Красной армии создавали польские флотилии на связанных каналами речных направлениях: Рига-Двинск-Витебск, Варшава-Пинск-Киев и Вильна-Пинск-Киев.

Польша уделяла много внимания развитию и строительству своих речных сил и обладала рядом специально построенных кораблей, по сво­им основным характеристикам (малая осадка и бронирование) значи­тельно превосходивших своих советских противников. Взаимосвязан­ные речные системы открывали перед поляками широкие возможности оперативной переброски различных корабельных и армейских соеди­нений. Ввод в строй новейших польских мониторов для Пинской флоти­лии ставил Красную армию перед лицом ряда трудностей и неизбежных потерь. Польские корабли могли значительно осложнить частям Крас­ной армии возможность форсирования речных рубежей на Западе. Польские речные силы могли сосредотачиваться вне пределов действий советских кораблей, ограниченных в перемещениях большей осадкой. Кроме того, наличие у польских мониторов бронированного пояса вдоль ватерлинии, так же давало значительное тактическое преимущество пе­ред советскими кораблями.

Советская разведка в 1927 г. располагала следующими сведениями о польских кораблях: 6 мониторов с осадкой до 0,38 м (!) и габаритами, до­пускавшими свободное передвижение под мостами; 6 вооруженных пароходов; дивизион в 16 действующих и 14 резервных катеров. Нужно отметить, что эти данные по осадке явно не соответствовали действи­тельности, так как фактическая осадка 4 мониторов типа «Гданьск» со­ставляла 0,8 м, а двух новейших типа «Краков» — 0,41 м. Тем не менее это были весьма серьезные речные силы, которым Страна Советов в то время могла противопоставить всего лишь 2 канонерские лодки (вооруженные пароходы с осадкой 0,96 м), 4 бронекатера с осадкой 0,76 м в составе от­дельного отряда судов реки Днепр, и 3 бронекатера в составе отдельного дивизиона реки Западная Двина.

Создавшееся положение на Западном театре требовало строительства специальных речных кораблей для советских флотилий. Проект речного корабля и тральщика-заградителя находился в стадии разработки.

Возможности плавания по Западной Двине были крайне ограничены. Осадка кораблей допускалась не выше 0,35 — 0,4 м. Из-за летнего обмеле­ния плавание и вовсе прекращалось. Поэтому речные силы Западной Дви­ны, состоявшие из отдельного дивизиона бронекатеров (№№ 2, 3 и 4) не могли использоваться в период в июля-августа-сентября.

Ïðîåêò âîîðóæåíèÿ ïàðîõîäà äëÿ Çàïàäíîé Äâèíû

Обследование бассейнов рек Припяти и Днепра, произведенное в 1927 г., позволило сделать следующие выводы.

Прилегающий к польской границе район реки Припять, почти до са­мого Мозыря представлял собой сплошные болота, сильно изрезанные протоками и озерами. Небольшие участки суши в период половодья за­топлялись на громадном пространстве.

Сама река Припять на этом участке очень извилиста, в среднем на каждые один — два километра приходилась одна излучина в форме полук­руга. Капризное течение, из года в год меняя свое направление, оставило очень большое количество старых русл («старица», «старик», «старуха», «глушица» и пр.), из которых впоследствии образовывались или протоки, или глубокие узкие заливы.

Глубина на фарватере иногда достигала между перекатами 10 м, но на самих перекатах (в самую низкую воду) не превышала 0,7 м. Это и опреде­ляло наибольшую осадку судов Госречпароходства, курсирующих по реке.

Глубина вне фарватера, а также в большинстве проток и заливов обыч­но меньше, поэтому они доступны для кораблей с очень малой осадкой. Это особенно важно для плавания ночью, когда корабль с осадкой 0,65 — 0,7 м мог придерживаться фарватера только при наличии обстановочных огней. При этом корабль с осадкой 0,45 — 0,5 м и менее мог придерживать­ся фарватера лишь приблизительно, что значительно увеличивало его под­вижность в районе маневрирования.

Исходя из необходимости выполнения этих жестких условий плава­ния, вопрос об использовании старых, ещё дореволюционных канонерс­ких лодок (имевших фактическую осадку 0,75 м) отпал сам собой.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: