Речные башенные канонерские лодки типа «Шквал»

Речные башенные канонерские лодки типа «Шквал» проектировались специально для действий на водных путях Амурского бассейна, где отсут­ствовала сеть угольных станций, а единственная база находилась в Хабаров­ске. Это обстоятельство впервые в мировой практике предопределило исполь­зование дизельной силовой установки. Проект разрабатывался на основе опыта русско-японской вои­ны и требований Главного Морского Штаба. Впослед­ствии его значительно усовер­шенствовали конструкторы Балтийского завода.

В 1907 г. Морское мини­стерство выдало заказ на по­стройку 8 бронированных башенных канонерских ло­док водоизмещением по 900 т для вновь созданной флоти­лии, формировавшейся с це­лью защиты устья Амура и мелководного побережья Та­тарского пролива.

Перед строителями ка­нонерских лодок стояли очень жесткие условия: осадка не должна превы­шать 1,2— 1,4 м, а запаса топ­лива должно хватить для пе­рехода из Хабаровска в Бла­говещенск и обратно. Нако­нец, на кораблях требова­лось установить дальнобой­ные морские орудия круп­ного калибра, надежную броню и обеспечить ско­рость хода не менее 10 уз.

В процессе проектирова ния выяснилось, что всем этим требованиям можно удовлетворить лишь в том случае, если установить па кораблях дизели. Канонерс­кие лодки Амурской флоти­лии явились первыми в мире надводными кораблями с ди­зелями в качестве главных двигателей. Главные меха­низмы — 4 четырехтактных четырехцилиндровых дизеля производства Санкт-Петербургского завода «Людвиг Нобель» мощностью по 250 л.с. были установлены на «Грозе», «Шторме», «Вихре» и «Тайфуне». На «Урагане», «Вьюге», «Смерче» и «Шквале» — производства Коломенского завода мощностью по 260 л.с. На каждом корабле стояли по 3 дизель-генератора 320 А, 105 В

Корпус разделялся водонепроницаемыми переборками на 11 отсе­ков и имел в средней части двойное дно. На палубе не было никаких надстроек, кроме боевой рубки и орудийных башен. На лодках устано­вили по 4 нереверсивных дизеля мощностью 250 л.с. каждый. Двигате­ли соединялись с гребными валами через электропередачу, которая яви­лась одним из наиболее значительных новшеств, осуществленных кон­структорами лодок.

В острой конкурентной борьбе между судостроительными предприя­тиями за получение этого заказа победителем вышел Балтийский завод.

12 мая 1907 г. правление Балтийского завода подписало контракт на постройку восьми речных башенных канонерских лодок.

Эту работу предстояло осуществлять в совершенно необычных усло­виях: полностью собрать и испытать в Финском заливе головной корабль «Шквал», после чего разобрать и вновь собрать его на Дальнем Востоке. Там же намечалось организовать окончательную сборку, испытания и сдачу остальных семи канонерских лодок.

Временную верфь для сборки корпусов канонерских лодок Балтийс­кий завод построил в поселке Кокуй на реке Шилке, впадающей в Амур, недалеко от города Сретенска, к которому вела железнодорожная ветка.

Небольшая глубина Шилки не позволяла провести полностью достро­енные броненосные канонерки в Хабаровск, поэтому в Кокуе решили про­изводить только сборку корпусов и установку некоторых механизмов, а окончательную достройку осуществлять в Хабаровске.

Все работы в Кокуе осуществляло специально созданное для этих це­лей Амурское отделение Балтийского завода. В Кокуе Балтийский завод построил для мастеровых пять больших, с паровым отоплением и элект­рическим освещением, деревянных бараков с общими нарами на 100 и более человек.

Первая партия мастеровых выехала в Кокуй в конце сентября 1907 года и уже 22 октября приступила к работе на месте. Рабочие труди­лись в трех деревянных мастерских: судостроительной, слесарно-мед­ницкой с кузницей и столярно-малярной, имевших паровое отопле­ние и электрическое освещение. Станки приводились в действие от трансмиссии. Этот маленький поселок обслуживала электростанция состоявшая из пародинамомашины и небольшого парового котла, по­строенного на Балтийском заводе. Сжатый воздух для пневматичес­ких инструментов вырабатывался четырьмя паровыми компрессора­ми. Для обеспечения достроечных работ балтийцы соорудили и пла­вучую мастерскую.

Корпуса канонерских лодок собирались на стапелях, расположен­ных параллельно берегу реки Шилка в два ряда, и спускались боком.

Предварительная сборка корпусов началась на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в 1907 г. Осуществлялась она в каменном эллинге на специальных стапелях, которые позволяли строить одновременно несколько корпусов. Однако из-за пожара в эллинге работы вскоре пре­кратились. Сгорели стапели, часть деталей для канонерских лодок ока­залась поврежденной. Пожар непоправимо повредил также пневмати­ческие инструменты и компрессор. Значительно пострадал и сам эл­линг. Стапели для сборки корпусов пришлось заново строить вне эл­линга.

Корпуса канонерских лодок собирались на временных болтах, все детали тщательно подгонялись, чтобы на месте облегчить их сборку. Затем они разбирались, все детали маркировались и перевозились на подводах зимой через Неву на станцию «Новый Порт», а летом через весь город на товарную станцию Николаевской железной дороги. С каждым эшелоном отправлялись по два мастеровых, хорошо знавших порядок сборки деталей.

Спуск башенной лодки «Шквал» состоялся 28 июня 1908 г. Дост­ройка «Вихря», «Вьюги», «Грозы», «Смерча», «Тайфуна», «Урагана» и «Шторма» происходила в Хабаровске весной и осенью 1909 г., так как летом река мелела. Здесь Балтийский завод специально построил и обо­рудовал мастерские. Сдача кораблей задерживалась из-за несвоевре­менной поставки дизелей и вооружения. К концу 1910 г. все канонерс­кие лодки вступили в строй.

Башенные канонерские лодки типа "Шквал"

1809

По настоящее время никому в мире не удалось превзойти эти реч­ные корабли по мощи артиллерийского вооружения, конструктивной защите и столь малой осадке.

Несмотря на свое малое водоизмещение, корабли типа «Шквал» яв­ляются гордостью отечественного кораблестроения и до настоящего времени не превзойдены по своим основным тактическим и конструк­тивным характеристикам. Башенные канонерские лодки отличались мощной артиллерией, большой прочностью корпуса и хорошей море­ходностью.

Наибольшая контрактная скорость хода — 11 уз. На приемных ис­пытаниях башенные лодки показали скорость: «Ураган» — 11,5; «Вью­га», «Гроза», «Шторм», «Смерч» и «Шквал» — 11,3 узла; «Вихрь» — 11,9 узла. Скорость экономического хода — 8 уз.

Нормальный запас топлива — 112,5 т соляра. Дальность плавания —  726 миль (при скорости хода — 8 уз.).

Бронирование. Бортовой пояс: 38,1; 76,2 и 38,1 мм. Артиллерийские башни — 76,2 и 25,4 мм. Кожух машинного отделения — 31,8 мм, палу­ба — 19 мм, Боевая рубка — 50,8 и 19 мм.

Артиллерийское вооружение: 2 152-мм пушки с длиной ствола в 50 калибров (дальность стрельбы — 95 кб, скорострельность — 5 выстре­лов в минуту, боезапас — 40 выстрелов); 4 120-мм пушки с длиной ство­ла — 50 калибров (дальность стрельбы — 82 кб, скорострельность 6 выс­трелов в минуту, боезапас — 50 выстрелов); 6 7,62-мм пулеметов. Прожек­тор диаметром 60 см.

152-ìì áàøåííàÿ óñòàíîâêà

Радиотелеграф Морского ведомства образца 1909 г., мощность — 1   кВт.

Áàøåííàÿ êàíîíåðñêàÿ ëîäêà òèïà "Øêâàë"

В августе 1914 г. все башенные лодки были разоружены и сданы в порт на хранение, а 6 декабря 1917 г. они перешли на сторону Советской власти. 7 сентября 1918 г. захвачены в Осиповском затоне города Хабаров­ска японскими интервентами в поврежденном и частично затопленном состоянии.

«Ураган» и «Шторм» 17 февраля 1920 г. вошли в состав советских морских сил Дальневосточной республики (без 120-мм орудий). В фев рале 1920 г. поднят «Смерч», разоружен и сдан в порт на хранение. «Вьюга» летом 1921 г. переоборудована в плавбатарею (4 120-мм и 2 76,2-мм полевые пушки). «Шквал» сенью 1920 г. уведен японцами на Сахалин.

17 февраля 1920 г. «Тайфун» вновь вошел в состав советского флота Из-за отсутствия вооружения и механизмов был законсервирован. Вес­ной 1921 г, расконсервирован, вооружен полевыми орудиями, и переве­ден класс плавучих батарей. В июле 1921 г. корабль сдан Хабаровскому порту на долговременное хранение. В октябре 1921 г., ввиду угрозы захва­та японцами, эвакуирован в станицу Екатерино-Никольскую.

«Гроза» использовалась японцами для брандвахтенной службы. 17 февраля 1920 г. вновь вошла в состав советского флота. 23 декабря 1921 г. взорвана экипажем в Хабаровске во избежание захвата японцами. Вес­ной 1922 г. затонула во время ледохода. 

22 декабря 1921 г. «Смерч» подорван экипажем в Хабаровске во избе­жание захвата японцами и белогвардейцами. 15 октября 1923 г. восстанов­лен «Вихрь» (вооружение отсутствовало).

В 1926-1927 годах «Ураган» и «Шторм» прошли капитальный ре­монт корпуса и перевооружение, с установкой во всех башнях 6 120- мм орудий. 1 мая 1927 г. «Шквал» возвращен СССР, и 16 июня 1927 г. отремонтирован и вооружен 6 120-мм орудиями; 4 12,7-мм и 6 7,62- мм пулеметами.

В 1927 г. «Вьюга» прошла капитальный ремонт корпуса и механиз­мов, с перевооружением (4 152-мм орудия в башнях и 6 7,62-мм пуле­метов).

В 1928 г. «Вихрь» переоборудован в плавбазу гидросамолетов (4 гид­росамолета типа «МР-1»),

Все вышеперечисленные восстановленные и перевооруженные ба­шенные канонерские лодки участвовали в советско-китайском вооружен­ном конфликте в октябре — ноябре 1929 г.

В 1931 г. «Ураган» прошел капитальный ремонт. 24 июля 1932 г. был восстановлен «Смерч» и «Тайфун» (6 120-мм орудий). В 1934 г. «Вихрь» прошел капитальный ремонт, и переоборудован в монитор (4 130-мм орудия; 2 85-мм орудия; 4 37-мм зенитных автоматов; 6 12,7-мм пулеме­тов ДШК). В 1934— 1935 гг. на «Вьюге» дополнительно установили 2 37- мм зенитных автомата и 4 12,7-мм пулемета ДШК. В 1936 — 1937 гг. «Смерч» прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов с перево­оружением (установлены 4 130-мм орудия; 2 37-мм зенитных автомата; 4   12,7-мм зенитных пулемета ДШК и 5 7,62-мм пулеметов).

С 1936 по 1939 гг. «Вихрь» и «Тайфун», а в 1937 — 1938 гг. «Шквал» — прошли капитальный ремонт корпуса и механизмов с модернизацией артиллерийского вооружения (установлены по 2 85-мм орудия; по 2 37- мм зенитных автомата; и по 6 12,7-мм пулеметов ДШК).

В 1940 г. «Ураган» и «Шторм» прошли капитальный ремонт корпуса и механизмов с модернизацией артиллерийского вооружения (уста­новлены: новые приборы управления огнем; 4 152-мм орудия в баш­нях; 2 37-мм и 6 12,7-мм пулемета ДШК, которые в 1943 г. заменили на 6 20-мм автоматических пушек фирмы «Эрликон»).

Мониторы типа «Шквал» к концу Великой Отечественной войны представляли собой значительную силу. Кроме «Свердлова», который перевооружался уже после войны на них 76-мм зенитные орудия за­менили 85-мм, прикрытыми башенноподобными щитами, установили 37-мм автоматы, а на бортовых башнях и палубе — 20-мм «Эрликоны».

В отличие от других «Ленин» имел на носовой башне еще одну не­большую башню, предназначавшуюся для защиты 12,7-мм пулеметов ДШК.

В 1944 г. на «Вихре», «Шквале», «Вьюге» и «Смерче» вместо 12.7-мм пулеметов установили по 6 30-мм автоматических пушек фирмы «Эр­ликон».

Все мониторы, кроме стоявших на ремонте «Кирова» и «Дзержин­ского», принимали участие в боевых операциях. Мониторы «Свердлов» и «Сунь-Ятсен» за мужество и героизм их экипажей получили высокое звание гвардейских.

Во время Маньчжурской операции корабли обеспечивали продви­жение советских войск вдоль реки Амур. «Шквал» удостоен гвардейс­кого звания. «Тайфун» после окончания боевых действий, использо­вался как учебный корабль. В марте 1958 г. все корабли типа «Шквал» сданы в отдел фондового имущества для разборки на металл. 

Монитор «Сунь-Ятсен» еще тринадцать лет нес охрану дальневос­точных рубежей нашей Родины, затем его как устаревший исключили из списков флота и сдали на слом. 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: