Катер «Luer»

 

Катер «Luer» Отто Люрсен построил за свой счет в 1925—26 гг. в Фегезаке. Это был килевой ка­тер с округлым днищем, из красного дерева, похо­жий на скоростные катера типа «Express-Motor Cruiser», которые его фирма строила в то время для американских спортсменов.

Его данные: размеры 21 х 3,6 х 1,28 м; водоизме­щение нормальное 23 тонны; три бензиновых мото­ра «Maybach» по 450 л.с.; скорость 33,5 узла. Этот катер унаследовал лучшие качества предыдущего катера Люрсена «Luesi».

Из соображений секретности на «К», «Narwal» и «Luer» оружия не было. Вместо него разместили балласт, равный весу двух 8-мм пулеметов и двух 450-мм торпедных аппаратов.

Невзирая на ряд замечательных качеств «Нарва­ла», сравнительные испытания подтвердили превос­ходство больших катеров с килем и округлым дни­щем («Luesi» и «Luer») при плавании в бурных водах Северного и Балтийского морей. Как только волне­ние превышало 2—3 балла, все преимущества реданного катера тут же исчезали. Он начинал сильно уда­ряться о волны и терял скорость. В итоге командова­ние флота в 1928 году приняло решение в пользу ок­руглой формы днища, после чего дальнейшие испытания прекратились. Инженер Бунзе (Bunje), ко­торый с 1919 года работал у Люрсена, позже вспо­минал:

«Оглядываясь назад, мож­но сказать, что большие затра­ты времени, средств и усилий инженеров были совершенно неоправданными, потому что достаточно было учесть опыт, накопленный с британскими катерами типа «Thornycroft», да провести сравнительные ис­пытания на буксируемых моде­лях, чтобы добиться полной яс­ности по всем вопросам». 

338 Катер «Luer»

    

Что ж, это абсолютно вер­но с точки зрения инженера, но когда дело касается моря­ков, которым предстоит хо­дить в море на конечном про­дукте инженерной мысли, то испытания в реальной обста­новке на море и личные на­блюдения для них гораздо убедительнее любых экспе­риментов в испытательном бассейне. 

339

Катер «Luesy».

 

Тактику действий торпед­ных катеров немцы впервые начали отрабатывать на уче­ниях, проходивших в июле — сентябрь 1926 г.

В них участвовали не­сколько катеров ПЛО «UZ» (U-boote Zerstoerer) построй­ки 1916—17 гг. Такие учения в последующие годы регуляр­но повторялись. 

16 апреля 1929 года были организованы «Бал­тийские блокадные силы» в составе 24-х учебных су­дов (бывших тральщиков постройки 1915—17 гг.) и 11 сторожевых (противолодочных) катеров UZ. В число этих сторожевых катеров вошли 8 старых LM: UZS-13 (LM-19), UZS-14 (LM-20), UZS-15 (LM-21), UZS-16 (LM-22), UZS-17 (LM-23), UZS-20 (LM-27), UZS-21 (LM-28) и «Luesi» (UZS-19), атакже 3 экспе­риментальных — «Luer» (UZS-11), «К» (UZS-12), «Narwal» (UZS-18).

Все они были списаны в 1931—33 гг. Между прочим, 4 катера (UZS-15, 17, 19, 20) в сентябре 1933 года продали ВМФ Колумбии, где они оста­вались в строю до 1946 года под названиями «А», «В»,«С», «D».

В 1929 году капитан Ло­ман сумел заинтересовать ко­роля Испании Альфонса III немецкими проектами боевых катеров (торпедных, противо­лодочных, тральщиков). По просьбе короля, Ломан и ка­питан 3-го ранга Вильгельм Канарис (Canaris; будущий шеф Абвера), составили докладную записку о перспективах использовании таких катеров в испанском флоте. В результате ис­панское командование решило заказать пару десят­ков катеров на германских верфях.

Этому помешала революция, произошедшая в Испании в 1930—31 гг. Она похоронила надежды Ло­мана проверить на практике новые германские кон­струкции и обеспечить мощную финансовую под­держку германской индустрии моторостроения и ка­теростроения.

Однако торпедный завод, построенный в Кадисе на немецкие деньги, оказался удачным предприяти­ем. Официально он принадлежал испанскому кон­церну «Echevarrieta», но фактически находился под немецким управлением.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: