Турбинные катера Люрсена.

 

Владелец верфи в Фегезаке (возле Бремена), От­то Люрсен (Otto Luerssen), к 1925 году собрал креп­кую команду корабелов и конструкторов двигате­лей. Он строил на своей верфи по различным проек­там скоростные гоночные катера для спортсменов, быстроходные моторные яхты (так называемые «экспресс-крейсеры») для богатых людей, а также специальные суда для государственных учреждений.

В частности, он построил для германского мини­стерства финансов три сторожевых катера с легкими паровыми турбинами. Сначала (в 1925 году) Люрсен превратил бывший катер-охотник UZ-30 в таможен­ное судно «Hindenburg». В процессе переоборудова­ния он установил на нем паровую турбину высокого давления фирмы «Wagner» мощностью 1600 л.с., имевшую отношение мощности к весу 9 л.с./кг и по­треблявшую 520 кг жидкого топлива в час.

В 1928 году Люрсен построил 55-тонные катера «Bremse» (с композитным корпусом из дерева и легкого металла) и «Brummer» (со стальным набором и деревянной обшивкой). Их габариты (29 х 4,4 х 1,5 м) были вполне сопоставимы с габаритами будущих торпедных катеров типа «S».

Они развивали скорость 29 узлов благодаря тем же турбинам Вагнера по 1600 л.с. Турбина питалась паром от водотрубных котлов с давлением 60 атмо­сфер. Дальность плавания составила 500 миль на 15 узлах.

Суть дела заключалась в том, что принципиаль­ные недостатки бензиновых моторов и отсутствие легкого, мощного дизеля с большим числом оборо­тов вала, вынудили конструкторов Люрсена всерьез рассмотреть возможность применения легкой паро­вой турбины на мореходных торпедных катерах.

Между прочим, британский флот пошел таким же путем во время Второй мировой войны, создав кано­нерки типа SGB.

«Bremse» и «Brummer» превосходно зарекомен­довали себя на практике, но все же остались единст­венными судами такого рода, поскольку достаточно быстро появились дизель-моторы, подходившие для малых судов.  341

Таможенные суда «Bremse» и «Brummer».

 

14 мая 1930 года командование Рейхсмарине приняло план развития флота. В частности, по этому плану в Киле была создана экспериментальная груп­па катеров (якобы для торпедных инспекций), состо­явшая поначалу из 3-х старых катеров UZS и одного нового катера (UZS-16), заказанного в предыдущем, 1929 году. 

340

«Экспресс-крейсер» Люрсена «Inishowen» (фото 1928 г.).

 

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: