Катера фирмы «Herreshoff».

 

Молодые американские конструкторы Натаниэл Херешоф (Nathaniel Hereshoff; 1848—1938) и его брат Джеймс в 1871 году учредили фирму «Here­shoff Manufacturing Company» в небольшом городке Бристоль (Bristol), штат Род-Айленд.

В 1874 году они построили за свой счет экспери­ментальный катер «Vision» длиной 40 футов (12,2 м). Его «изюминка» заключалась в том, что машина пи­талась от водотрубного парового котла. Водотруб­ные котлы, которые позже получили повсеместное распространение, являются гораздо более трудоем­кими в изготовлении, чем общепринятые в то время огнетрубные, зато они значительно экономичнее, а их КПД гораздо выше.

Успешные испытания этого катера побудили де­партамент флота США (морское министерство) за­казать братьям-судостроителям в 1875 году 58-фу­товый (17,7 м) катер, вооруженный двумя шестовы­ми торпедами. По случайному совпадению, он полу­чил такое же название, что и первая британская миноноска — «Lightning». На испытаниях эта «Мол­ния» развила скорость 19 узлов.

 

49

Катер фирмы «Herreshoff» ТВ № 63

 

Далее фирма строила такие же катера по заказам многих флотов, особенно для стран Латинской Аме­рики. Типичный пример — катера №№ 1—3, постро­енные для флота Перу. Их размеры были 17,98 х х 2,13 х 1,52 м. Машина мощностью 100 л.с. обеспе­чивала скорость полного хода до 16 узлов. Вооруже­ние — две шестовые торпеды.

В 1878 году братья Херешоф построили ориги­нальный стальной катер длиной 59 футов (18 х 2,3 м) и водоизмещением 15 тонн. Он был вооружен двумя шестовыми торпедами, которые уже в 1880 году ан­гличане заменили трубными аппаратами для самодвижущихся торпед Уайтхеда.

Собственно говоря, оригинальным был не сам ка­тер (хотя он и имел закрытую палубу), а его силовая установка.

Во-первых, труба для воды была расположена в котле по спирали. Благодаря этому вода равномер­но распределялась по всей длине трубы, а для разве­дения паров требовалось всего 8—10 минут.

Во-вторых, вопреки общепринятой схеме, кон­структоры установили паровую машину впереди кот­ла. Соответственно, гребной винт находился не в корме, а под днищем ближе к миделю. Тем самым изобретатели укоротили гребной вал, а силовая ус­тановка стала компактной.

В-третьих, топка новой конструкции потребляла меньше угля, чем обычная, что делало ее весьма эко­номичной.

На испытаниях в районе Портсмута катер устойчиво держал скорость 16 узлов.

В декабре 1878 года британ­ское адмиралтейство приоб­рело его. Катер вошел в со­став флота как миноносец второго класса № 63. Однако его «машинерия» оказалась ненадежной. Из-за частых по­ломок котла и паровой маши­ны один ремонт следовал за другим. Поэтому уже через пару лет катер списали.

Отметим заодно, что в 1885 году фирма «Хере­шоф» прекратила производство своих неудачных во­дотрубных котлов. Но тут же — в 1886 году — водо­трубный котел собственной конструкции запатенто­вала фирма «Торникрофт». Ярроу сделал то же са­мое в 1889 году, Норман — в 1890 году.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: