Противолодочные катера VAS.

 

Вскоре после начала войны итальянский флот вы­нужден был заняться вопросом создания скорост­ного противолодочного катера, ибо, невзирая на противолодочное вооружение, все MAS были преж­де всего торпедными катерами, предназначенными для борьбы с надводными судами. Их возможности в противолодочной борьбе ограничивало хотя бы скверное локационное оборудование.

Нужда в таких катерах была особенно велика, по­скольку, как и в годы Первой мировой войны, прогулочные, рыболовные и таможенные катера, реквизи­рованные в первые месяцы войны не могли успешно решать охранные, патрульные и противолодочные задачи у берегов Италии и Северной Африки. Те из них, которые были скоростными, как правило, явля­лись недостаточно прочными, а рыбацкие суда с хо­рошими мореходными качествами были слишком медленными.

В ноябре 1940 года флот заказал проект боль­шого быстроходного катера ПЛО водоизмещением около 100 тонн и скоростью около 20 узлов, пригод­ного для серийного выпуска. По соображениям од­них только размеров, разработка 100-тонного кате­ра ПЛО означало создание судна совершенно ново­го типа для итальянского флота. Предполагалось, что он будет похож на германские катера-тральщи­ки типа «R», с композитным корпусом из дерева и легкого металла.

Однако фирма «Baglietto», помогавшая верфи CRDA разрабатывать проект 60-тонного катера по образцу трофейного «Orjen», уже создала на его ос­нове проект противолодочного катера полным во­доизмещением всего 69 тонн. После экспертизы про­екта и внесения мелких поправок, флот решил со­средоточить усилия именно на этой конструкции.

3 сентября 1941 года были размещены заказы на 30 катеров «Vedette Antisommergibili» (VAS). 8 кате­ров (VAS-201—208) должна была строить верфь «Baglietto», 6 катеров (VAS-209—214) верфь «Pic­chiotti», 6 катеров (VAS-215—220) верфь «Navalmechanica», 4 катера (VAS-221—224) верфь «Soriente» и 6 катеров (VAS-225—230) верфь «Celli».

Корпус был разделен на 12 отсеков одиннадца­тью переборками. При этом VAS-201—214 были полностью деревянные, тогда как VAS-215—230 имели композитную конструкцию из дерева и стали. Сило­вая установка: два бензиновых мотора «Fiat» А25М по 750—800 л.с., работавшие напрямую на два греб­ных вала, без коробки передач и без реверса. 

492

Катер ПЛО типа VAS-201.

 

493

Катер типа VAS-201.

 

На этих моторах катера развивали скорость 18—19 узлов, а дальность плавания составляла 300—380 миль. Мотор экономического хода «Саггаго» D300 мощностью 300—340 л.с. работал на центральный вал. Он имел реверс и коробку передач с числом 1: 2,5. На этом моторе дальность плавания на 11 — 12 узлах достигала 1100—1200 миль.

На всех трех двигателях скорость полного хода была 20,5 узлов, но дальность плавания сокраща­лась до 250 миль!

Сначала (до начала 1943 года) на баке ставили два 6,5-мм пулемета «Breda» в спаренной установке, затем их сменил 20-мм автомат.

VAS не вписывается в категорию торпедных кате­ров, хотя бы из-за низкой скорости, но мы их упоми­наем потому, что они несли по две 450-мм торпеды бортового сброса. Смысл состоял в том, чтобы дать им возможность торпедировать подводные лодки, всплывающие ночью в прибрежных водах. А при удачном стечении обстоятельств они могли атако­вать торпедами и надводные суда.

Вторая серия — 18 катеров (VAS-231—248) была заказана 10 января 1942 года. Их строили верфи «Baglietto» (6), «Costaguta» (2), «Navalmecchanica» (4), «Soliente» (3) и «Celli» (3).

Корпус был как у катеров первой серии, но сило­вая установка совершенно иная. Главный двигатель, бензиновый мотор «Isotta-Fraschini» ASM-183 мощ­ностью 1150 л.с. вращал центральный вал, позволяя развивать скорость 15,5—16 узлов. Два мотора «Саггаго» D300 вращали боковые валы и, работая без главного дви­гателя, обеспечивали ско­рость 14 узлов. Скорость пол­ного хода на всех моторах со­ставляла 21—21,5 узла.

Катера VAS-231—236 бы­ли достроены в качестве быс­троходных минных тральщи­ков. У них не было торпедно­го вооружения.

Невзирая на трудности, обусловленные перебоями в поставке необходимых мате­риалов и частые авианалеты, все катера, кроме VAS-243, 244 и 245, вошли в строй до 8 сентября 1943 года.

Кроме того, флот 3 сентя­бря 1941 года заключил кон­тракт с фирмой «Ansaldo» на постройку еще 12-и противолодочных катеров собственной конструкции (VAS-301— 312). Они имели корпус с округлым дни­щем, острой носовой частью и плоской кормой, но должны были быть полностью стальные.

Их проектное полное водоизмещение составляло 75 тонн, однако многочисленные переделки увеличи­ли его до 92,5 тонн. Первые четыре вошли в строй в сентябре 1942 — январе 1943 гг. Каждый строился в среднем пять месяцев.

Летом 1943 было решено построить еще 24 кате­ра VAS полным водоизмещением по 100 тонн, на ба­зе 90-тонного катера «Ansaldo», но с композитной конструкцией из дерева и стали.

В качестве силовой установки для них француз­ской фирме «Compagnie Lilloise de Moteurs» в горо­де Лилль заказали 100 высокоскоростных дизеля CLM по 500 л.с. На каждый катер предполагалось ставить три таких двигателя (три вала).

Вооружение: три 20-мм автоматические пушки «Маузер», торпедные аппараты бортового сброса и глубинные бомбы.

Двенадцать из них (VAS-313—324) были заказаны верфи «Prometeo» в Генуе, но пока она начала стро­ительство, произошла капитуляция.

Катера VAS несли правильно подобранное проти­володочное оружие хорошего качества. Тем не ме­нее, оно являлось устаревшим по сравнению с во­оружением тогдашних англо-американских катеров и корветов. Самым большим недостатком было то, что на итальянских катерах ПЛО отсутствовали радиолокаторы, гидролокационные приборы типа «Asdic», а также многоствольные реактивные бом­бометы типа «Hedgehog».

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: