Самодвижущие торпеды

Эволюция малых быстроходных боевых судов, именуемых торпедными катерами, самым тесным об­разом связана с эволюцией самодвижущейся торпе­ды — наступательного оружия нового типа, создан­ного англичанином Робертом Уайтхедом (1823— 1905).

Самая первая его торпеда, построенная в 1866 году, имела калибр 356 мм, длину 353 см, весила 136 кг и могла пройти 200 метров со средней скоро­стью 6 узлов. Торпеда Уайтхеда образца 1872 года проходила уже 400 метров на скорости 28 узлов, ли­бо 600 метров на скорости 24 узла и несла 30 кг взрывчатки.

12

Таким образом, самодвижущаяся торпеда пора­жала цель с достаточно большой дистанции и на вы­сокой скорости, а мощность ее заряда взрывчатки значительно превосходила мощность любого артил­лерийского снаряда. К тому же она наносила удар в незащищенную подводную часть судна, тогда как его надводную часть прикрывала броня. Поэтому са­модвижущаяся торпеда обещала стать весьма гроз­ным видом морского оружия.

Действительно, после русско-турецкой войны, на практике доказавшей боевые возможности тор­пед Уайтхеда, началось постепенное перевооруже­ние торпедных катеров и миноносок с шестовых и буксируемых торпед на метательные и самодвижу­щиеся торпеды.

Одной из любимых идей российских национал - патриотов является идея о безусловном и несомнен­ном приоритете отечественных (прежде всего — рус­ских) изобретателей над всеми прочими. Она впер­вые появилась еще тогда, когда «страною нашей вождь великий правил» (в смысле — товарищ Ста­лин). На волне борьбы с пресловутыми «космополи­тами» с конца 1940-х годов вошел в моду лозунг «Русские и советские гении первыми изобрели всё!»

Если мы откроем одно из подобных сочинений, то прочтем:

«Долгое время первенство в изобретении торпе­ды приписывалось иностранцу Уайтхеду. Это не со­ответствует исторической правде. В 1865 году, т.е. за год до того, как Уайтхед объявил об изобретении торпеды, талантливым русским изобретателем-самородком Иваном Федоровичем Александровским был представлен в Морское министерство проект самодвижущейся мины»*.

Хотел бы в данной связи отметить два факта. Во- первых, Уайтхед в 1866 году «не объявил об изобре­тении» торпеды, а провел практические испытания первого ее образца. Само изобретение (в смысле — расчеты и наброски) он сделал несколькими годами раньше. Между тем, существует «дистанция огром­ного размера» между всевозможными «прожекта­ми», изложенными на бумаге, и реально действую­щими техническими устройствами, воплощенными в металл.

Во-вторых, сам И.Ф. Александровский (1817— 1894) датировал свое изобретение более поздним сроком. Он вспоминал:

«Я в 1869 году представил адмиралу А.А. Попо­ву проект изобретенного мной торпедо, найденным им удобоисполнимым... и впоследствии чертежи бы­ли представлены великому князю Константину Ни­колаевичу»**.

Первый образец своей торпеды Александровский построил и испытал только в 1874 году — через 8 лет после Уайтхеда*. К тому времени Роберт Уайтхед уже продал патенты на производство пятого образ­ца своей торпеды (обратите внимание — пятая мо­дель!) морским ведомствам Австро-Венгрии, Вели­кобритании, Франции, Италии и Германии.

В чем у России действительно был приоритет, так это в успешном боевом применении торпеды Уайтхе­да. Именно за это, а также за разработку тактики действий паровых торпедных катеров Степана Оси­повича Макарова «уважают» все без исключения за­рубежные авторы, пишущие на данную тему. Больше из «гениев» русского флота они не знают никого.

   Делегация русского Морского ведомства, во гла­ве с контр-адмиралом И.А. Шестаковым, подписала контракт с заводом Уайтхеда 11 марта (26 февраля старого стиля) 1876 года на поставку торпед и обо­рудования к ним. По этому контракту завод обязы­вался поставить в 1876 году 20 торпед; в 1877 го­ду — 55 торпед; в 1878 году — 25 торпед, а всего 100 штук, по цене 400 фунтов стерлингов за каждую.

Их ТТД по условиям контракта были таковы: дли­на — 585 см; диаметр — 38,3 см; вес — 350 кг; заряд ВВ — 80 фунтов (36,3 кг) жидкого пироксилина; дальность хода — 600 футов (183 м) на 20 узлах (37 км/час); 2500 футов (762 м) на 16,5 узлах (30,6 км/час) либо 6000 футов (1,82 км) на 8,5 узлах (15,7 км/час).

В 1878 году Кронштадтские минные мастерские и Обуховский завод начали производство таких же торпед по чертежам, купленным у Уайтхеда. В 1883 году к ним присоединился завод Лесснера в Санкт- Петербурге***.

 * Лупач B.C. «Русский флот — колыбель величайших открытий и изобретений». Москва, 1952, с. 159.

** Торпеда Александровского была длиной около 6 м и диаметром 60 см. Длина резервуара со сжатым возду­хом была 244 см; диаметр 33 см. На испытаниях в 1874 г. она прошла дистанцию 762 м (2500 футов) на глубине 1,83 м (6 футов) со средней скоростью 5,5 узлов.

*** Я кратко упомянул здесь различные виды торпед­ного оружия XIX века, не вдаваясь в детали, лишь для об­щей ориентации читателей. В обозримом будущем наде­юсь выпустить книгу, полностью посвященную истории возникновения и развития морских мин и торпед. — Авт.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: