Катера Шомбатхи

 

Инженер Макс Шомбатхи (Max Szombathy) в ян­варе 1917 года спроектировал реданный глиссер. Он должен был получить четыре авиационныхи мотора по 150 л.с., которые работали на 4 гребных вала и, по расчетам, обеспечили бы скорость 33 узла при половинной загрузке. Дальность плавания на 20 уз­лах планировалась в 200 миль. Размеры корпуса: 13,5 х 2,9 х 0,4 м.

Катер можно было использовать в двух вариан­тах: артиллерийском (G) и торпедном (Т). Вариант G: водоизмещение 6,7 тонны, 66-мм пушка, два 8-мм пулемета (спаренная установка). Вариант Т: водоиз­мещение 6,65 тонны, один носовой 350-мм трубный ТА, четыре 8-мм пулемета в двух спаренных установ­ках. В торпедном варианте катер планировалось до­ставлять к месту операции на шлюпбалках легкого крейсера типа «Admiral Spaun» (4000 т; 27 узлов).

17 февраля 1917 года верфь ВМФ в Поле получи­ла заказ на строительство двух катеров по этому проекту — одного артиллерийского и одного тор­педного. Строительство корпусов шло быстро, уже 21   июня того же года верфь сообщила, что корпус первого готов на 95%, второго — на 50%. Труднос­ти возникли с 12-цилиндровыми авиамоторами. Во- первых, требовалось переделать их под охлаждение морской водой; во-вторых, таких моторов просто не хватало.

Лишь 17 апреля 1918 года, ровно через 14 меся­цев после подписания контракта, первый катер вы­шел на испытания. Он развил скорость 33,8 узла при водоизмещении 5,53 тонны, и 30,6 узла при водоиз­мещении 6,2 тонны — весьма неплохой результат, хотя проектная скорость была определена в 33 узла при водоизмещении 6,25 тонны.

Пока первый катер еще продолжал испытания, а именно 2 июня, командование австро-венгерского флота решило, что оба катера надо завершить в ка­честве охотников за подводными лодками, воору­жив каждый из них 4 глубинными бомбами и двумя установками спаренных пулеметов. Были также за­казаны еще четыре аналогичных катера.

Второй катер сошел на воду в сентябре, но до конца войны так и не приступил к испытаниям. Пер­вый же катер 7 сентября 1918 года, за два месяца до конца войны, верфь сдала флоту. Он был зачислен в со­став группы поиска подвод­ных лодок. После окончания боевых действий оба катера этого типа достались итальян­цам. Дальнейшая их судьба неизвестна.

 

126

Катер «G» конструкции Шомбатхи (без вооружения) на ходовых испытаниях 11 мая 1918 года.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: