Корабль предназначался для противоминного обеспечения оперативных соединений, конвоев и отдельных кораблей при отрыве их от своих баз. Главным требованием к кораблю являлось обеспечение ему длительной скорости хода 18 уз с тралом БКТ. ТТЗ на проектирование корабля было выдано в 1951 г., эскизный проект разработан в 1952 г., а технический — в 1954 г. Рассмотрение технического проекта с учетом только что (1952 г.) закончившейся войны в Корее вызвало сомнение в целесообразности создания проектируемого корабля. В ходе упомянутой войны американские ВМС при борьбе с простейшими якорными минами потеряли почти все свои эскадренные тральщики, переоборудованные из миноносцев военной постройки и пришли к выводу, что главная задача эскадренных тральщиков - обнаружение впереди по курсу якорных мин и их уничтожение — значительно более эффективно решается корабельными вертолетами. Кроме того, выяснилось, что создание корабля пр. 259 будет сопряжено с серьезными трудностями: в отечественной судостроительной промышленности в то время не хватало стапельных мест для кораблей водоизмещением свыше 1000 т, а срок поставок дизелей 47А16 ввиду непредвиденных обстоятельств задерживался на неопределенный срок. Учитывая все изложенное, заказчик в 1956 г. закрыл разработку пр. 259.