В отличие от своих предшественников — малых тральщиков по проектам 253Л, 255 и 255КМ (217 ед.) — корабль пр. 265 классифицировался как ’’рейдовый'' ТЩ. Учитывая большое значение ТЩ этого типа для отечественного ВМФ, его проектированию было уделено большое внимание. Помимо опыта строительства и боевого использования РТЩ был проанализирован и аналогичный опыт их зарубежных аналогов: германских типа "R", английских "126-футовиков" и американских VMS. ТТЗ на проектирование нового тральщика было выдано в 1946 г., эскизный проект разработан в 1947 г., а технический — в 1948 г. и в том же году заложено два головных корабля, постройка которых была закончена в 1951 г. Корабли предназначались для ПМД в радиусе 60 миль от места базирования. Они были гладкопалубными, низкобортными, с развитым кормовым свесом и развалом носовых шпангоутов. Принципиальным отличием нового корабля от его отечественных предшественников явились втрое большие мощности ЗУ и ЭЭУ, а также наличие крыльчатых движителей. Последние были спроектированы в ЦНИИ-45 под руководством О.В.Рождественского и поставлялись Ижорским заводом. Испытания кораблей выявили:
— принципиальную возможность буксировки более мощных тралов (за счет крыльчатых движителей), чем было задано по ТТЗ, однако имеющиеся на корабле тральные механизмы не позволяли использовать более мощные тралы;
— интенсивные заливаемость и забрызгиваемость корабля на ходу;
— недостаточную прочность днищевой части корабля.
Устранение перечисленных недостатков потребовало существенной корректировки проекта. ТТЗ на которую было выдано в 1954 г. (пр. 265К).
Для возможности использования кораблем новых тралов (что повышало его боевую эффективность на 15—20%) его пришлось удлинить на 1,5 м и уширить на 0,5 м. Головной корабль был заложен и сдан в 1957 году Головной корабль пр. 265К успешно прошел испытания, однако не имел противоатомной защиты (ПАЗ), необходимость в которой стала к тому времени обязательной. ТТЗ на соответствующую доработку пр. 265А было выдано в 1957 г., а головной корабль серии был сдан в 1960 г. Помимо реализации требований ПАЗ, на кораблях пр. 265Л была предусмотрена замена части вооружения (в том числе средств связи и навигации) и оборудования. На последних кораблях серии 45-мм артустановка была заменена 57-мм с ПУС "Барс".
Появление искателей-обозначителей донных мин обусловило использование их на строящихся тральщиках. ТТЗ на разработку соответствующего проекта (265И) было выдано в 1959 г., а головной корабль сдан в 1962 г. На нем вместо тралов был установлен трехканальный (т.е. наиболее громоздкий) искатель ИТ-3. Незащищенность корпусов кораблей пр. 265А по ФП при малой скорости и ширине поиска ограничили серию этих кораблей тремя единицами, которые явились скорее опытовыми, чем боевыми.
В целом корабли пр. 265 - 265А хорошо себя зарекомендовали в эксплуатации. Их неоспоримыми преимуществами явились высокие маневренные качества и длительные устойчивые малые хода. Из cocтава ВМФ они были выведены в 1980-е годы.
