Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Неосуществленные проекты / Морской тральщик-вертолетоносец проекта 923 (шифр “Гранат”)

Морской тральщик-вертолетоносец проекта 923 (шифр “Гранат”)

 

tr122

Плановому проектированию корабля предшествовал большой объем НИР, выполненных 1-м и 30-м институтами МО, ЦНИИ-45 и Западным ПКБ. Результаты этих НИР позволили в 1966 г. рекомендовать следующий состав вооружения корабля: пять вертолетов типа Ка-25, приспособленных для целей ПМО (т.е. оборудованных тралами ОВКТ и бортовой оптической поисковой системой "Кедр'’), 1x1-76-мм и 2х6-30-мм АУ с обшей системой ПУС. два ПЗРК "Стрела 2М", партия боевых пловцов (17 человек), специализированных на ПМО, с двумя резиновыми надувными моторными шлюпками, два — МРГ "Огонек", ГАСМ МГ-89 и ГАС МГ-7 (два комплекта), РЛС общего обнаружения "Линь", РЛС привода вертолетов "Привод В”, НРЛС "Миус" и РЛС госопознавания "Пароль". В качестве главных двигателей предлагалось использовать два дизеля типа 68 (2x8000 л.с.). Полное водоизмещение такого корабля составило бы около 3000 т, скорость хода 22 уз, дальность плавания 14-узловым ходом около 6000 миль, автономность 30 суток, экипаж около 130 человек. Постройка корабля могла бы быть осуществлена на Выборгском или Калининградском СЗ. Предложение было одобрено руководством ВМФ и МСП. и решением ЦК КПСС и СМ СССР от 01.09.69 проектирование корабля (проект № 923) было включено в кораблестроительную программу 1971 — 1980 гг. В ходе разработки ТТЗ требования к кораблю уточнялись и дополнялись. Так, вместо вертолета Ка-25 оговаривалось использование его новой модификации — Ка- 252, вместо ГАСМ МГ-89 - ГАСМ "Серна-2", вместо РЛС "Линь" - РЛС Топаз”, вместо НРЛС "Миус" — два комплекта НРЛС "Волга", дополнительно принимались два комплекта противоминного комплекса "Гюрза" и два шестиствольных 30-мм автомата, а также требовалось рассмотрение катамаранного варианта, значительно увеличивалась численность команды и повышались требования к условиям обитаемости. Согласно ТТЗ, выданному Западному ПКБ в 1972 г., разработка эскизного проекта предусматривалась в два этапа. На первом этапе следовало рассмотреть три варианта корабля (обычной архитектуры с двумя вертолетами и двумя дизелями по 8000 л.с., катамаранной архитектуры с пятью вертолетами и двумя дизелями по 12000 л.с. и катамаранной архитектуры с двумя вертолетами и двумя дизелями по 12000 л.с.) и выбрать из них наиболее приемлемый. На втором этапе надлежало отработать выбранный вариант. Окончание работ по первому этапу планировалось в 1973 г., по второму — в 1974 г. Результаты работ по первому этапу, фиксирующие изменение ТТХ корабля при вариациях архитектурного типа и ЭУ, приведены в табл. 12.

 tr123

Рассмотрение в МСП выполненных Западным ПКБ проработок показало, что отрасль не располагает ни отработанной технологией постройки кораблей-катамаранов требуемого водоизмещении, ни стапельными местами дли их строительства и что решение требуемой задачи приведет к существенному увеличению как стоимости серийных кораблей, так и сроков их постройки. Заказчик отметил целесообразность расширении круга задач, решаемых кораблем, возложив на него также борьбу с противолодочными минами "CAPTOR" (включая боевое дежурство на противолодочных рубежах) и постановку сигнальных буев космических объектов. Для указанных целей на корабль предлагалось принять глубоководный трал КТК-1 и усилить зенитное вооружение, приняв еще два комплекта ”Стрела-2М". Поскольку верхняя палуба была занята вертолетами, то установку КТК предлагалось осуществлять со второй палубы. От этого намерения пришлось отказаться ввиду невозможности обеспечения требования непотопляемости при затоплении кормовых отсеков.

С учетом всего изложенного к дальнейшей разработке был принят корабль обычной архитектуры с пятью вертолетами типа Ка-252 на борту. Разработка такого вертолета в модификации ПМО была включена в план работ МАП со сроком сдачи головного вертолета в 1978 г. Кроме того, были приняты решения о разработке для корабля новой ГАСМ "Кабарга" с большим радиусом действия и самоходных искателей-уничтожителей мин (вместо партий боевых пловцов ПМО).

В ходе разработки проекта подтвердилась потребность ВМФ в кораблях типа пр. 923: для ведения минной разведки в водах залива Акаба в 1974 году отбыл противолодочный крейсер (вертолетоносец) "Ленинград" (пр. 1123) с наскоро приспособленными для целей ПМО вертолетами на борту.

Разработанный но второму этапу эскизного проекта корабль имел следующие характеристики: полное водоизмещение 9500 т. главные размерения 130x16,2x5,1 м, мощность дизельной ЭУ 2х 12000) л.с., скорость хода 22 уз, дальность плавания 18-узловым ходом 5000 миль, автономность 30 суток, экипаж 225 человек, вооружение: пять вертолетов Ка-252 ПМО, 1x1-76-мм АУ. 2x6—30-мм АУ, два ПМК "Гюрза", четыре СИУМа, семь запасных комплектов ОВКТ. по шесть комплектов трала ВТАМ и BШ3, два комплекта вертолетного электромагнитного трала "Подъем Т". 12 тральных вех, 38 мин (в перегрузку), два МРГ "Огонек". ГАСМ "Кабарга", РЛС "Топаз-1", НРЛС "Волга" (два комплекта), "Привод-В" и "Пароль".

Рассмотрение материалов проекта показало, что массогабаритные характеристики корабля обусловливают возможность его постройки только на СЗ первой категории, стапельные места на которых строго лимитированы. Поскольку размерения корабля оказались близкими с размерениям БПК пр. 1155, то было принято решение о дальнейшем проектировании корабля пр. 923 в корпусе БПК пр. 1155.

В холе разработки технического проекта выяснилось, что МАП не принимает (ввиду малосерийности) заказ на разработку противоминной модификации вертолетов (Ка-252 ПMO); разработка СИУМов не вышла из стадии поисковых работ; разработка дизеля типа 80 еще не начата и что разработки ПМК "Гюрза", АПКР "Удав-Г и ГАСМ "Кабарга" находятся в начальной стадии. Технический риск создания корабля в сложившихся условиях и, тем более, при остром дефиците стапельных мест был бы неоправданным и в 1979 г. проект 923 был закрыт.

О нас admin

Далее Базовый тральщик проекта 1265 (шифр “Яхонт”)

Смотрите также

Речной тральщик проекта 12592 (“Малахит-2”)

  Корабль является дальнейшим развитием речных тральщиков проекта 1259. Отличается от последних более современным вооружением ...