Единичный речной прорыватель минных заграждений (РПM3) является элементом транспортабельного (по железным дорогам, автотранспортом и на средних и больших судах) противоминного комплекса, включающею строй из нескольких РПМЗ и катера управления ими. Комплекс предназначен для действий в гаванях, на рейдах, судоходных реках, озерах и водохранилищах, диапазон его рабочих глубин 3—30 м. Разработка комплекса началась с 1970 г., ТТЗ на ею разработку было выдано Западному ПКБ в 1975 г., технический проект утвержден в 1978 г., опытный образец построен в 1979 г. По первоначальному замыслу PПМ3 предполагалось строить из "трансформаторной" стали 09Г2 с наложенными в оконечностях вертикальными обмотками переменною шага. В дальнейшем по соображениям живучести обмоток и упрощения технологии постройка велась из маломагнитной стали с использованием внутри корпусного соленоида. Головной серийный РПМЗ был сдан в 1979 году. Специфическими особенностями РПМЗ являлись симметричность носовых и кормовых обводов, наличие в носу и корме движительно-рулевых колонок, а в центре корабля — дизель-генератора, работающего на обе колонки. Предполагалось построить несколько таких комплексов, однако ввиду органических недостатков, присущих магнито-акустическому тралению, ограничились постройкой только двух.