В 1980 г. был принят план военного кораблестроения на 1981 — 1990 годы, предусматривающий, в частности, строительство ПМК по пр. 12660 МТЩ ("Рубин"), БТЩ пр. 12651 ("Яхонт-1"), РТЩ пр. 10750 ("Сапфир"), РТЩ на воздушной полушке пр. 1206-Т и РеТЩ пр. 12592 ("Малахит-2"). Выполненные к этому времени НИОКР позволили широко внедрить на новых кораблях модульные принципы при их проектировании и строительстве автоматику и дистанционное управление (что, в частности, позволило сократить численность экипажа на 10—15% и увеличить коэффициент оперативного напряжения на 5—10%), а также улучшить условия обитаемости экипажа, повысить безопасность плавания и защиту окружающей среды.
Работы по созданию нового МТЩ были развернуты в начале 1970 - х годов. ТТЗ на проектирование корабля было выдано Западному ПКБ в 1972 г. Из-за задержки разработки нового вооружения проект неоднократно корректировался, а сдача головного корабля задержалась до I988 г.
ТТЗ на проектирование нового БТЩ со стеклопластиковым корпусом в течение 1970-х годов выдавались Западному ПКБ дважды (пр. 12655 и пр. 12651), но в обоих случаях заканчивались разработкой и последующими корректировками технических проектов с принятием в конечном итоге решения о "временном" продолжении строительства БТЩ с деревянными корпусами по пр. 1265. С течением времени появилось новое вооружение и оборудование, а также новые требования ВМФ к кораблям (но ударостойкости оборудования, защите окружающей среды и т.л.), в результате чего главные размерения кораблей пр. 1265 оказались недостаточными.
Кроме оговоренных программой кораблей в начале 1980-х годов по непосредственному указанию Комиссии по военно-промышленным вопросам при СМ СССР, основанному на предложении ФИАН СССР, началась разработка самоходного телеуправляемого электромагнитного трала (СТЭТ) на криогенной технике, основным преимуществом которого по сравнению с РПМЗ пр. 13000 считалась малогабаритность. ТТЗ на разработку этого проекта было выдано ЦКБ "Редан".