Морская хроника Великой Отечественной войны. 23 июня 1941 года.

 

На севере. Нарком ВМФ запретил ведение боевых действий против Финляндии. Получено сообщение, что Германия объявила наши территориальные воды в Северном Ледовитом океане минированной зоной.

В течение дня немецкая авиация бомбила побережье Кольского и Мотовского заливов, полуострова Средний и Рыбачий, в ходе отражения налётов сбито 2 вражеских самолёта. Имели место случаи обстрела кораблями своих истребителей. Для переброски войск из Мурманска в Титовку (Мотовский залив) привлечено 5 транспортов и 1 траулер. Для их охранения выделено 3 эсминца и 3 сторожевых катера.

В маневренную базу Иоканьга вышла подводная лодка Щ-403 (капитан-лейтенант Коваленко С.И.).

Начаты постановки минных заграждений в Горле Белого моря.

На западе. С 0:00 БФ приступил к мобилизации. Начальник штаба флота приказал вывести из дока в Либаве подводная лодка С-1 и С-3 и перевести их в Усть-Двинск.

Для постановки минного заграждения на линии Ханко-Осмуссар под флагом командующего эскадрой БФ контр-адмирала Вдовиченко Д.Д. вышел отряд кораблей в составе минных заградителей «Марти» (капитан 1 ранга Мещерский И.И.) и «Урал» (капитан 2 ранга Карпов И.Г.), лидера «Ленинград» (капитан 3 ранга Горбачёв Г.М.) и «Минск» (капитан 2 ранга Петунин П.Н.), эсминцев «Артем» (старший лейтенант Сей А.Б.), «Володарский» (капитан 2 ранга Фалин Н.В.) и «К. Маркс» (капитан 3 ранга Дубровицкий Л.В.). Непосредственное охранение их осуществляли 4 базовых тральщика, 3 сторожевых катера МО и завершивший сопровождение теплоход «И.Сталин» эсминец «Смелый». Мористее находился отряд прикрытия, вышедший накануне из Рижского залива. Кроме того, эти силы обеспечивали находившиеся в готовности к вылету самолёты 13-го истребительного (майор Романенко И.Г.) и 73-го бомбардировочного (майор Кондауров Г.Я., врид) авиаполков.

Хотя корабли прикрытия маневрировали с поставленными караван-охранителями, в 3:50 эсминец «Гневный» (капитан 2 ранга Устинов М.Т.), шедший головным, подорвался на мине противника. Эсминец «Гордый» (капитан-лейтенант Ефет Е.Б.) снял с тонущего корабля личный состав и возвратился в Таллин. В 4:22 подорвался и крейсер «М. Горький» (капитан 2 ранга Петров А.Н.). В сопровождении эсминца «Стерегущий» (капитан-лейтенант Збрицкий Е.П.) крейсер отошёл к о. Вормси.

Отряд заграждения закончил минные постановки и возвратился в Таллин, откуда для оказания помощи поврежденному крейсеру вышли спасательный корабль «Нептун», госпитальное судно «Лоод», 4 базовых тральщика, 4 сторожевых катера и 4 торпедных катера под руководством командира ОВР главной базы капитана 2 ранга Милешкина А.А. Группа к исходу дня прибыла на рейд острова. Базовый тральщик «Фугас» продолжал постановку мин у Либавы.

В 3:36 подводные лодки М-77 (старший лейтенант Хлюпин Н.А.) и М-78 (старший лейтенант Шевченко Д.Л.), осуществлявшие переход из Либавы в Усть-Двинск, в районе Ужавы были атакованы самолётами противника. Лодки уклонились погружением и продолжали переход в подводном положении, периодически всплывая под перископ. В 6:36 на М-77 отметили два сильных взрыва, после которых связь с М-78 была потеряна. На М-78, погибшей от торпед немецкой подводной лодки U-149, старшим начальником шёл командир 4-го дивизиона подводных лодок капитан-лейтенант Матвеев С.И. М-77 к исходу дня прибыла в Усть-Двинск, откуда на позицию к Померанской бухте вышла подводная лодка С-6 (капитан-лейтенант Кульбакин В.Ф.), а к Данцигу С-10 (капитан 3 ранга Бакунин Б.К.). В среднюю часть Балтийского моря из Таллина направлены подводные лодки Щ-309 (капитан-лейтенант Кабо И.С). Щ-310 (капитан-лейтенант Ярошевич Д.К.) и Щ-311 (капитан-лейтенант Сидоренко П.А.), а к Хельсинки М-90 (старший лейтенант Татаринов И.М.).

ТКА противника потопили плавмаяк и снимавший его транспорт «Альфа».

В течение дня фашистская авиация бомбила Кронштадт. Палдиски, Виндаву и Либаву. Три полка и одиннадцать эскадрилий ВВС БФ перебазированы с восточных аэродромов в Таллин, Пярну и на Ханко.

В середине дня защитники Либавы сорвали попытки противника форсировать р. Барта (15 км южнее Либавы), но он начал обход города с востока. 43-я отдельная авиаэскадрилья (капитан Вахтерман И.Я.), совершив за день более 100 вылетов, задержала продвижение противника в районе Бернати, однако выход немецких танков к аэродрому вынудил ее в 19:00 перебазироваться под Ригу. 67-я стрелковая дивизия под натиском превосходящих сил противника отступила к окраинам Либавы, и в 23:00 на порт и военную гавань противник произвел первый артиллерийский налёт. 18-я отдельная железнодорожная батарея, состоящая из четырех 180-мм орудий, получила приказ на отход к Риге. Имея распоряжение командира базы об уничтожении в случае непосредственной угрозы захвата врагом, на исходе суток был преждевременно взорван минный склад с большим числом мин и глубинных бомб. После этого старший командир в группе ремонтирующихся кораблей капитан-лейтенант Афанасьев Ю.М. приказал взорвать не закончившие ремонт эсминец «Ленин», подводные лодки С-1, «Ронис», «Спидола», М-71, М-80 и 4 судна. Экипажи этих кораблей влились в ряды защитников города. Два транспорта, осуществлявших самостоятельный переход из Либавы в Рижский залив, захвачены немецкими кораблями.

Оборона Лиепаи (Либавы) 22-27 июня 1941 года

Подошедшие к Кобрину корабли ПВФ застали там только отходящие подразделения 4-й армии. На западных окраинах города появились передовые отряды немцев, к тому же шлюзы на реке оказались открытыми, и ее уровень в этой части начал резко понижаться. Командующий ПВФ контр-адмирал Рогачев Д. Д. решил отвести корабли к Пинску.

На юге. С 0:00 ЧФ и ДВФ приступили к мобилизации. Начата постановка минных заграждений у баз флота и на р. Дунай. Авиация ЧФ нанесла 3 удара по ВМБ Констанца: первый - тридцатью тремя ДБ-3 и двадцатью семью СБ, второй - семью ДБ-3 и третий - девятью ДБ-3, а также удар по Сулине шестью СБ. Потеряно восемь ДБ-3 и восемь СБ. Согласно итоговому донесению наши самолёты в воздушных боях сбили восемь Me-109.

 

 

 

ПРЕДЫДУЩИЙ ДЕНЬ СОДЕРЖАНИЕ  СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: