Бронекатера типа КВВ

Начавшаяся Великая Отечественная война сразу показала, что наиболее уни­версальным речным кораблем является бронекатер. Однако, их постройка по ряду причин фак­тически оказалась сорванной. Одной из причин стала их технологическая слож­ность, из-за чего было крайне трудно на­ладить постройку на маломощных заводах речного судостроения. Все это привело к разработке в декабре 1941 г. эскизного проекта упрощенного бронекатера военно­го времени КВВ. Точнее таких проектов сделали сразу три. Их авторами являлись конструкторское бюро завода № 340 в Зеленодольске. Катера задумывались зна­чительно меньших размеров, чем пр 1125 и тем более пр. 1124, так как их примене­ние планировалось на сравнительно мало­водных реках центральной и северной России, о Волге тогда ни кто и не думай. Все три варианта - транспортабельны железно­дорожным транспортом в собранном виде. При постройке полностью исключались дефицитные материалы вроде алюминия, в качестве главной энергетической установки подходили любые автомобильные, тракторные или танковые двигатели. Все варианты КВВ предусматривали возмож­ность установки на них башен от трофей­ных танков. Именно эти вопросы как раз и сорвали планы постройки бронекатеров предвоенных проектов. В качестве обяза­тельного вооружения все варианты преду­сматривали 82-мм минометы. Как показал опыт военных действий, 76-мм танковая пушка часто не могла обеспечить пораже­ние назначенных цалей из-за низкого рас­положения по отношению к береговым объектам, да и ее поражающее воздействие по живой силе оказалось недостаточным.

z1

КВВ-1 имел наименьшие размеры. Эки­паж размещался в двух помещениях, все убранство которых состояло из двух коек, под которыми имелись рундуки, а также вешалки для верхней одежды. Для приго­товления пищи предусматривался примус. Проекту КВВ-2 явно отдавали предпочте­ние. Основным вариантом его артиллерий­ского вооружения являлась башня танка Т-34 - по итогам первого полугодия вой­ны, расчеты на массовые поступления тро­фейных танков не оправдались. Собствен­но именно обеспечение устойчивости кате­ра при выстреле танковой пушки и обус­ловило большие размеры по сравнению  с  КВВ-1. В качестве главной энергетической установки предполагалось использовать моторы Т-17. Это танковая модификация авиационного двигателя М-17. С производ­ства их уже сняли, но имелся значитель­ный запас, тем более что можно использо­вать выработавшие свой ресурс моторы из ВВС. На всякий случай предусмотрели возможность установки двух автомобиль­ных двигателей ЗИС-5. В этом случае ско­рость катера упала бы до 14,5-15 км/час. Учитывая специфику боевого применения катеров, возможный длительный отрыв их от пунктов базирования, на КВВ-2 прора­батывалась возможность установки ава­рийного мотора с генератором постоянно­го тока автомобильного типа для подза­рядки аккумуляторной батареи. На восемь человек экипажа имелись пять коек в двух помещениях и еще одна подвесная в руле­вой рубке. Постройка КВВ-2 должна была обойтись в 474 тыс. рублей и на это плани­ровалось затратить 13 054 человеко-часов. Для сравнения бронекатер пр. 1125 стоил 738 тыс. рублей и на него требовалось 47 500 человеко-часов. КВВ-3 являлся уве­личенным КВВ-2 с дефицитным двигате­лем ГАМ-34БС и в этом смысле имел мало преимуществ перед пр. 1125. Поэтому он вызвал наименьший интерес у заказчика. Впрочем, катера КВВ так строить и не на­чали - пришли к выводу, что вполне мож­но обойтись уже находящимися в построй­ке бронекатерами предвоенных проектов.

 

 

z2

z3

z4

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: