Неосуществленные проекты канонерских лодок и плавучих батарей времен Великой Отечественной войны

 

Состояние судостроительной промышленности в начальный период Великой Отечественной войны полностью исключало любое строительство новых боевых кораблей, в том числе речных. Хотя определенные иллюзии по поводу хотя бы самой примитивной новостройки существовали. Так 24 октября 1941 г. утверждается ОТЗ на проектирование речной канонерской лодки упрощенного типа для реки Волга пр. 214. Ее предполагали построить в корпусе самоходной баржи грузоподъемностью 500 т (водоизмещение - 800 т) с развитой системой водонепроницаемых переборок. Скорость хода оговаривалась в 12 узлов, дальность плавания - 1000 миль, автономность 15 суток, осадка 1,5 м. Бронирование должно было защищать жизненно важные части, в том числе артиллерию, от 7,62-мм пуль на дистанции 200 м, а боевой рубки — от крупнокалиберных пуль на той же дистанции. В этом задании наибольший интерес вызывает предполагаемый состав вооружения. Первый вариант достаточно стандартен: три 152-мм гаубицы-пушки (боезапас 400 выстрелов), четыре 85-мм установки 90-К (боезапас 1200 выстрелов), четыре 12,7 спаренных пулемета и четыре 120-мм съемных миномета (боезапас 600 выстрелов). А вот второй вариант вооружения, кроме минометов, предусматривал две спаренные 127-мм артустановки и шесть 25-мм зенитных автоматов. Здесь речь идет об американской артиллерии, которую мы рассчитывали получить по ленд-лизу. Дальнейшее развитие это задание не получило.

Чуть позже, в январе 1942 г. выдается задание на проектирование самоходной плавучей батареи в корпусе самоходной баржи пр. 211. В мае эскизный проект был готов. Бронирование не предусматривалось, но на корабле появились три дополнительные водонепроницаемые переборки, что повысило живучесть плавбатареи. Погреба боезапаса оснащались системами орошения, затопления, осушения, вдувной и вытяжной вентиляции.

Плавучая батарея проекта 211

 

Основные тактико-технические характеристики плавучей батареи пр. 211

Основные тактико-технические характеристики плавучей батареи пр. 211 

Если о закладке новых кораблей в то время ни кто и слушать не хотел, то план достройки кораблей с высокой степенью готовности существовал. Поэтому появилась идея достроить в качестве канонерских лодок эскадренные тральщики пр. 59. Четыре корпуса этих кораблей до начала блокады Ленинграда успели перевести на Волгу. Их достройка по первоначальному проекту исключалась - не было турбин. В конце августа принимается решение об оснащении их дизельной главной энергетической установкой. Но и требуемых дизелей в тот момент не было. В результате 29 октября утверждается ОТЗ на достройку тральщиков пр.59 в качестве канонерских лодок. Главный калибр хотели оставить прежний - две 100-мм установки Б-24, а вот в качестве зенитного опять выступали четыре 25-мм автомата. Кроме этого предполагалось вооружить канлодку четырьмя 160-мм съемными минометами. Все остальные требования соответствовали таковым для проекта упрощенной канлодки для Волги. Единственные отличия, это снижение скорости хода до 10 узлов и увеличение осадки до 1,8 м. Реализовать предложение не смогли. В результате Т-251 и Т-252 так и сгнили на Волге, после войны их разобрали на металл, а Т-253 и Т-255 в 1945 г. вернули в Ленинград, где достроили по пр. 73К с дизелями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: