Последняя победа советских катерников

Морской сборник 1999 № 3

Капитан 1 ранга в отставке В.ЗАБОРСКИЙ

Справка о боевой службе в районе Красного моря артиллерийского катера “АК-213” гласит: “...За период с ноября 1989 по май 1990 года выполняя задачу по защите судоходства в проливе Массау-Южный (Красное море). Выполнил 47 выходов на боевое патрулирование, осуществил проводку 33 конвоев (60 судов), 12 раз подвергался об­стрелам с боевых катеров эритрейских сепаратистов из корабельных орудий, гранатометов и стрелкового оружия. 27 мая выдержал два нападения в общей сложности семи катеров сепа­ратистов. В боях уничтожил три катера, остальных обратил в бегство” (обратите внимание: эти небольшие “кораблики” находились по 8-9 месяцев в море, в отрыве от баз, своей Родины, семей.

Но это всего лишь скупые строки официального боевого донесения. Однако бои “АК - 213” заслуживают подробного рассказа, как иллюстрация и пример доблести, мужества и военно-морского мастерства молодого поколения военных моряков нашего флота, вырос­ших в суровых буднях многомесячной боевой службы в отдаленных от родных баз океанских и морских просторах. Вот, например, подробные обстоятельства двух боевых столкновений катера “АК-213” с противником.

Дело происходило следующим образом. Артиллерийскому катеру “АК-213”, которым ко­мандовал капитан-лейтенант Н.Белый, была поставлена “пассажирская” задача: доставить из пункта базирования наших кораблей на острове Дахлак, что в Красном море (были совсем недавно и такие “базы” у нашего флота, сегодня все это потеряно, видимо, безвозвратно), группу уволенных в запас матросов (70 чел.) на транспорт гражданского флота, следующий через Красное море на Родину. Маршрут перехода до точки встречи составлял около 100 миль (180 км). На переходе катер был неожиданно атакован четырьмя боевыми катерами типа “Ягуар” (водоизмещение около 200 тонн, 40мм артиллерия, пулеметы) эритрейских сепарати­стов, которые окружили корабль и потребовали от командира сдаться. Учитывая, что катер, как говорится, “под завязку” был заполнен пассажирами, командир, чтобы не допустить жертв среди них, в бой с превосходящим противником решил не ввязываться. Искусно маневрируя перемещенными галсами на высоких скоростях хода, используя ночную обстановку и сильное волнение моря (трудно эффективно использовать артиллерию), капитан-лейтенант Н.Белый, уклоняясь от беспорядочного артиллерийского и пулеметного огня противника, прорвал ок­ружение. Сепаратисты бросились в погоню за ускользающей, как им казалось, легкой добы­чей. Препятствуя преследователям, наши моряки пошли на хитрость. Желая отпугнуть про­тивника, применили глубинные бомбы, которые сбрасывали с кормовых бомбосбрасывате­лей впереди по курсу преследователей с установкой различного времени замедления (глуби­ны) подрыва бомбы. Нашим морякам сопутствовала удача - головной катер преследователей попал под взрыв бомбы и был разнесен в клочья. Экипажи трех оставшихся катеров сепарати­стов, потрясенные гибелью флагмана, от погони отказались.

После высадки уволенных матросов на транспорт, “АК-213” при возвращении на остров Дахлак был снова перехвачен тремя уцелевшими катерами опомнившихся сепаратистов. Те­перь уже командир и экипаж катера смело, вступили в бой. В итоге артиллеристы в ожесто­ченном бою с превосходящим по силе противником уничтожили два катера “пиратов”. После­дний, уцелевший, в страхе бежал, не подобрав оказавшихся в море матросов с уничтоженных катеров.

z9

За этот бой командир и отличившийся личный состав нашего катера награждены ордена­ми и медалями, а командиру Главнокомандующий ВМФ, кроме того, досрочно присвоил оче­редное воинское звание “капитан 3 ранга”.

Бой артиллерийского катера “АК-213” и мужество его экипажа напоминает известный подвиг брига “Меркурий”. В 1829 году этот маленький кораблик с малокалиберной артилле­рией принял бой с двумя линейными турецкими кораблями, в десятки раз превосходящие российский корабль в огневой мощности артиллерии и победил!

Отрадно, что есть среди молодого поколения военных моряков нашего флота, и будем надеяться, что будут всегда офицеры, мичманы, матросы - достойные продолжатели герои­ческих традиций и славы Российского флота, того же брига “Меркурий”, крейсера “Варяга” и их экипажей.

P.S. Самое поразительное из вышерассказанного и одновременно печальное заключается в том, что обо всех этих подвигах военных моряков - имеются ввиду боевые действия в Красном море в 1990 году - наши отечественные СМИ (печать, радио, телевидение) тогда еще Советского Союза почему-то стыдливо промолчали, как будто ничего вообще не было. Снова, видимо, стерегли военную тайну, хотя к этому времени запреты на подобные публикации были уже сняты. Это непонятно! Краткие сообщения о подвиге катера “АК-213” и других кораблей на боевой службе в “южных широтах” прошли только в 1992-1993 гг. в некоторых флотских газетах. И все!

Уверен, в других морских державах о подобной доблести своих моряков рассказали бы всему миру. Бой, проведенный катером “АК-213”, был бы вписан во все учебники и наставления по морской тактике, руководства по воспитанию своих моряков и офицеров флота, педагогические наставления для коллед­жей.

   У нас же странное молчание и непонятное равнодушие к военным подвигам и доблести защитни­ков Отечества. А ведь это ценнейшие уроки и примеры для воспитания нашей нынешней молодежи, порой не желающей защищать Родину, неуважающую Вооруженные Силы страны. Именно от нынеш­ней молодежи зависит будущее нашей страны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: