Возвращение российских корветов

 

Морской сборник № 4 2004

А.Мозговой

В прошлом году на «Северной вер­фи» в Санкт-Петербурге был зало­жен корвет «Сообразительный» - вто­рой в серии проекта 20380. Почему Россия начала обновление своего флота именно со строительства ко­раблей данного класса?

На первый взгляд, только специфи­ческим английским чувством юмора, да еще усугубленным невеселыми обсто­ятельствами войны, можно объяснить, почему эти нескладные кораблики ста­ли именовать «корветами». Они совсем не походили на изящные и стремитель­ные парусные и парусно-паровые кор­веты XVIII - XIX вв., предназначавшиеся для разведки, посыльной и крейсерской службы. Но тогда британцам было не до юмора. Экономика островного государ­ства дышала «на ладан» из-за жестокой блокады Британии немецкими подвод­ными лодками. Потери судов, следовав­ших к Туманному Альбиону, росли ката­строфически. Существенного улучше­ния не принесло и введение системы конвоев. Для их охранения просто не хватало эсминцев. И вот тогда фирма Smiths Dock предложила строить эскор­тные корабли на базе китобойных су­дов «Southern Pride». Так появились зна­менитые корветы типа «Flower». Их во­доизмещение составляло около тысячи тонн, скорость хода в ясную погоду едва дотягивала 17 уз. Зато они отличались простотой конструкции и дешевизной, имели хорошую мореходность и могли принимать изрядное количество глубин­ных бомб, то есть, как нельзя лучше го­дились для конвойной службы. Не в пос­леднюю очередь, благодаря «цветам» и более совершенным корветам после­дующих серий, Британии и ее союзни­кам удалось выиграть битву за Атланти­ку. Иначе говоря, «цветы» принесли ося­заемые плоды.

Из Российского Императорского фло­та парусно-паровые корветы «исчезли» в 1892 г., когда часть из них за ветхос­тью списали, другие перевели в разряд учебных и только корвет «Рында» пе­реквалифицировали, выражаясь совре­менным языком, в крейсер. Однако на заре XXI в. у России появилась потреб­ность в корветах.

Среди причин, вызвавших возрожде­ние данного класса кораблей в ВМФ Рос­сии, пожалуй, главная схожа с той, что привела к появлению «цветов» в бри­танском флоте во время Второй миро­вой войны. Причина эта - экономичес­кая. В 90-гг. минувшего столетия про­исходило не только массовое списание боевых кораблей основных классов не­когда могущественного советского Во­енно-морского Флота, но и физическое и моральное старение остающихся в строю. Очевидно, что в настоящее вре­мя из-за недостаточности оборонного бюджета Россия пока не может позво­лить себе строить для своего ВМФ крей­сера, эсминцы, сторожевые корабли океанской зоны (фрегаты) сколько-ни­будь крупными сериями. Кроме того, не только в России, но и во всем мире про­исходит переосмысление взглядов на характер и способы ведения боевых дей­ствий на море. И взгляды эти еще не устоялись. Поэтому со строительством дорогих крупных боевых кораблей мож­но и повременить. А вот потребность в относительно дешевых корветах ощу­щается остро.

Собственно, корабли проекта 20380, к которым относятся строящиеся в Санкт-Петербурге «Стерегущий» и «Со­образительный», именуются корветами лишь в обиходе. По ныне существую­щей официальной классификации они «многоцелевые сторожевые кораб­ли ближней морской зоны». Однако го­ворить о новых российских корветах только как о «сторожевых, кораблях» было бы неправильно, поскольку сама линия развития данного класса в оте­чественном ВМФ отличается своеобра­зием.

Сторожевики типа «Ураган» (проект 2)  - кстати, первые крупные надводные корабли, строившиеся для Красного флота после гражданской войны и периода разрухи, - вовсе не походили на эскортные или патрульные корабли. Фактически они были миноносцами (torpedoboats), предназначенными для совместных действий с эсминцами типа «Новик» в «закрытых» Балтийском и Черном морях. Последовавшие за «Ураганами» СКР типа «Ястреб» (проект 29), заложенные до начала второй мировой войны и вошедшие в строй после ее окончания, явились продолжением миноносной линии. В 1950-х гг. строились сторожевики типа «Сокол» (проект 42). По водоизмещению, вооружению, скорости хода они были ближе к эсминцам начала Второй мировой войны, нежели к классическим патрульно-эскортным кораблям.

Этапным для Советского ВМФ стал сторожевой, корабль типа «Горностай» (проект 50). «Полтинники», как их именовали моряки, внешне походили на «соколов», но имели меньшее водоизмещение (1200 т против 1600) при одинаковой с ними скорости и практически том же составе вооружения.

Сторожевой корабль пр.50

Они располагали тремя универсальными 100-мм артиллерийскими установками, двумя спаренными 37-мм зенитными автоматами, торпедными аппаратами, глубинными бомбами, обычными и реактивными бомбометами, могли принимать до 26 мин. Технологичные и дешевые «полтинники» строились большой для мирного времени серией в 68 единиц. Противолодочные операции и борьба с надводным противником, охрана коммуникаций и прилегающих к портам и военно-морским базам акваторий, постановка минных заграждений и артиллерийская поддержка высадки морских десантов - вот далеко не полный перечень задач, которые решали на учениях эти «рабочие лошадки» флота. И не только Советского.

«Полтинники» входили в состав ВМС Болгарии, ГДР, Индонезии и Финляндии. В Китае СКР этого проекта строились по лицензии и вместо торпедных аппаратов оснащались пусковыми установками противокорабельных ракет «Hai Ying 2».

В начале 1960-х гг. в Советском флоте появились и узкоспециализированные сторожевые корабли проекта 159 («Petya») - по классификации НАТО), а затем и проекта 35, предназначенные для противолодочной обороны. С классическими зарубежными корветами их объединяли и задачи и водоизмещение - около 1000 т, - а отличала скорость - более 30 уз. К таким же скоростным корветам можно отнести и малые противолодочные корабли типа «Альбатрос» проекта 1124. При водоизмещении чуть меньше тысячи тонн они имеют по сравнению с СКР проектов 159 и 35 даже более эффективное оружие ПВО - зенитный ракетный комплекс «Оса-М».

Большая часть этих кораблей давно от­служила свое. К началу 1990-х гг. спи­сали «полтинники», за ними последова­ли СКР проектов 159 и 35. Значительно уменьшилось количество «альбатросов». К тому же последние никак нельзя отнести к кораблям многоцелевым, так как они не имеют ударного ракетного и артиллерийского вооружения. Если на­зывать все своими именами, то после сдачи на слом последнего «полтинни­ка» Российский флот остался без уни­версальных боевых кораблей ближней морской зоны.

Но как раз то, что корветы проекта 20380 относятся к кораблям ближней морской зоны, больше всего вызывает гнев противников реализации програм­мы их строительства. Мол, России преж­де всего нужен океанский флот. Кто бы спорил? Но, как уже отмечалось, эконо­мических условий для возрождения пол­ноценного океанского флота у страны пока нет. Какими задачами занимаются сегодня немногочисленные боевые ко­рабли океанской зоны Российского фло­ та? Преимущественно охраной позиций атомных подводных крейсеров страте­гического назначения и обеспечением выхода в океан многоцелевых подвод­ных атомоходов. Согласитесь: не царс­кое это дело, когда тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» ис­полняет роль, с которой с тем же успе­хом справится скромный сторожевик.

Корвет проекта 20380

Оппоненты проекта 20380 утвержда­ют также, что корветы типа «Стерегу­щий» являют собой «заурядный евро­пейский фрегат 1980-х гг.» со слабым ударным потенциалом и низкой боевой устойчивостью, поскольку средства их ПВО недостаточны. Попробуем разоб­раться с этими аргументами.

Уже то, что критики корвета «подтя­гивают» его до фрегата, свидетельству­ет о нерядовых качествах корабля. Пол­ное водоизмещение «Стерегущего» - 2100 т. - и, действительно, приближа­ется к фрегатному. Противокорабельный ракетный комплекс «Уран» ничуть не хуже американского «Наrрооn» или французского «Exocet», которые состав­ляют основу ударного оружия современ­ных зарубежных фрегатов и корветов. А вот универсальная автоматическая 100-мм артиллерийская установка АК- 190 с системой управления огнем «Пума» значительно превосходит 76-мм артустановку «ОТО-Breda», используе­мую в качестве главного калибра на большинстве аналогичных кораблей западной постройки.

Но лучше продолжим тему, сравне­нием «Стерегущего» с корветами типа К-130, строящимися для ВМС ФРГ. Это тоже универсальный корабль водоизме­щением 1650 тонн. И номенклатура его вооружения близка к той, что у проекта 20380.

Первоначально К-130 планировалось вооружить перспективными малозамет­ными противокорабельными ракетами NSM норвежской фирмы Kongsberg. Од­нако вскоре стало ясно, что доводка NSU потребует еще много времени и к сро­ку ввода в строй головного К-130 эта ра­кета не поспеет. Тогда на корвет реши­ли установить американские ПКР «Нагрооп». Но в итоге, похоже, остано­вили выбор на шведской ПКР Saab RBS – 15 Mk-3.

Пока не ясно окажутся ли в арсенале первых кораблей типа К-130 ракеты ближ­него действия «Polyphem-S», управляе­мые по оптоволоконному кабелю (fibre optic-guided missile) и предназначенные для поражения наземных целей на дис­танции до 60 километров. Немецкие конструкторы при создании этого оружия столкнулись с трудностями. Еще далеко до готовности и нового беспилотного вер­толета, призванного выполнять на корве­те функции разведчика и служить для целеуказания противокорабельным ра­кетным комплексам.

ЦМКБ «Алмаз» - разработчик проекта 20380 - имеет печальный опыт созда­ния кораблей с еще недоведенными до кондиции системами оружия. До сих пор не достроен заложенный в 1997 г. и в свое время широко разрекламирован­ный фрегат «Новик». На затягивание сроков повлияли не только неудовлет­ворительное финансирование собствен­но строительства корабля, но и отсутствие готовых систем оружия для него, которые в лучшем случае не вышли из стадии испытаний.

Вот почему проектанты корвета 20380 решили не рисковать и разместили на нем хорошо освоенный противокора­бельный комплекс «Уран». В качестве сружия ПВО будет использоваться один боевой модуль зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик/ Каштан» с боезапасом 64 ЗУР и две автоматичес­кие 30-мм шестиствольные установки АК- 530М. Кстати, на К-130 две установки ра­кетного комплекса ПВО ближнего дей­ствия RAM 21 вряд ли обеспечат лучшую оборону этому корвету нежели «Кортик» к АК-630М «Стерегущему». А вот по авиа­ционным средствам наш корабль выгля­дит явно предпочтительнее. Вертолет Ка- 27 способен выполнять более широкий круг задач по сравнению даже с самым продвинутым корабельным беспилотни­ком: вести разведку и патрулирование, осуществлять целеуказание, участвовать в спасательных операциях. И, разумеет­ся, он незаменим для противолодочной борьбы, значение которой на Западе в последнее время недооценивают. А на «Стерегущем» противолодочные средства - весьма убедительные. Из двух двухтрубных торпедных аппаратов ко­рабль способен атаковать подводного противника 16 торпедами или ракетами комплекса «Водопад». На корвете про­екта 20380 имеются развитые гидроаку­стические средства - ГАС с подкильной антенной и с буксируемой.

Конструкторы позаботились и об уси­лении в перспективе вооружения кораб­ля. На корвете зарезервированы объемы и энергетические мощности для раз­мещения модулей универсальных вер­тикальных пусковых установок противо­корабельных ракет «Оникс»/ «Яхонт», зенитных ракет комплекса «Полимент» и противолодочных ракет «Медведка». Экспортный вариант корвета (проект 20382) предполагает размещение по желанию заказчика не только российс­ких систем оружия, но и оружия зару­бежного производства.

На «Стерегущем» главная энергети­ческая установка - дизельная, которая позволит развивать скорость до 28 уз. Но ГЭУ может быть и дизель-газотурбинной (CODOG), и тогда полный ход составит более 30 уз.

На тщательную отработку корабель­ных элементов конструкторы затратили серьезные усилия. В результате про­должительных исследований, опытов и испытаний в ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова корпусу удалось придать фор­му, значительно снижающую сопротив­ление движению. Особенное внимание уделено уменьшению заметности и по­вышению живучести. Широкое приме­нение на корабле найдут технологии Stealth. Борта корпуса и стенки надстро­ек выполняются из сэндвичевых ком­позитов с радиопоглощающим покры­тием и имеют наклоны к диаметраль­ной плоскости, что позволит снизить радиолокационное отражение. Комп­лекс мер даст также возможность уменьшить акустическую, инфракрас­ную и магнитную заметность. Так для снижения шумности используются амортизированные платформы, на ко­торых размещаются двигатели в одном пакете с редукторами, дизель-генера­торы «подвешиваются» ко второй па­лубе.

На новую элементную базу опирается электронная начинка корабля. Разнообразные средства командных и боевых постов интегрированы в единую автоматизированную систему, позволяющую оценивать обстановку и принимать решения в реальном масштабе времени. Внедрение широкой автоматизации при-
вело к сокращению численности экипажа до 100 чел. (на «полтиннике» их было 168), а значит и к улучшению обитаемости, то есть повышению качества жизни личного состава. Поэтому говорить о корветах проекта 20380 уничижительно, как о кораблях «заурядных» по меньшей мере нетактично.

Без их постройки и освоения вряд ли реально появление в составе Российского флота новых современных фрегатов, крейсеров и авианосцев.

Ссылки на то, что корветами пополняются лишь малые флоты, тоже не состоятельны. Сейчас среди американских компаний проводится конкурс на лучший проект так называемого «литорального боевого корабля» (littoral combat ship - LCS), призванного вести борьбу с боевыми кораблями и подводными лодками противника в прибрежной морской зоне государств, которые по тем или иным причинам Соединенные Штаты намерены «наказать». По своим характеристикам «литоральные боевые корабли» близки к корветам: те же водоизмещение, номенклатура вооружения и стелсовские технологии.

Сама американская доктрина исполь­зования флота у чужих берегов инициирует разработку в других странах средств, способных сдерживать намерения США. И среди этих средств не последнее место занимают корветы, способные нести ударное и оборонительное оружие, и при этом не очень дорогие.

Учитывая конъюнктуру, российские конструкторские бюро предлагают заказчикам богатый ассортимент кораблей класса «корвет». Так, по проекту Зеленодольского ПКБ строятся корветы типа «Гепард» (проект 11661). Первый из них «Татарстан» - передан Каспийской флотилии Российского ВМФ в 2002 г. В соответствии с требованиями театра он вооружен преимущественно ракетными (ПКР «Уран») и артиллерийскими системами (одна 76-мм универсальная пушка АК-176 и два автомата АК-630М). Но состав вооружения «гепардов» может быть иным. Зеленодольское ПКБ разработало несколько вариантов оснащения этих корветов ударным, противолодочным и зенитным оружием в зависимости от требований заказчика.

Корвет "Татарстан" проекта 11661

Проекты сразу двух корветов созданы санкт-петербургским Северным ПКБ. Корвет типа С-1800 водоизмещением 1800 тонн предназначен для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, отражения атак средств воздушного нападения, защиты судов на переходе морем, контроля за морской экономической зоной и территориальными водами. Главное его оружие - универсальный ракетный комплекс «Club-N» с противокорабельными и противолодочными ракетами в вертикальных пусковых установках. Впервые в таких же подпалубных установках размещаются ЗРК «Штиль» средней дальности. Для стрельбы по надводным, береговым и воздушным целям предназначены 100-мм артиллерийская установка АК-190 и два автомата АК-630М. Противолодочные средства усилены торпедными аппаратами калибра 400-мм и вертолетом. В качестве маршевых двигателей на корвете предполагается использовать дизели, работающие на два винта фиксированного шага. Газотурбинная установка обеспечит форсированный ход в 27 узлов. Дальность пла­вания корвета экономической скоростью 3500 миль.

Корвет типа С-1800

Младший брат этого корабля водоиз­мещением 1350 т имеет примерно ту же специализацию. Но вместо ЗРК «Штиль» и автоматов АК-630М он будет распола­гать двумя модулями ракетно-артилле­рийского комплекса «Каштан». А ско­рость полного его хода возрастет до 30 уз. Увеличится и дальность плавания до 4000 миль.

Корвет типа С-1350

Оба корвета Северного ПКБ будут иметь малую заметность за счет внедре­ния разнообразных элементов техноло­гий stealth. То есть они отвечают самым современным требованиям.

Увлечение корветной тематикой не обошло стороной ведущую российскую научно-исследовательскую организацию в области кораблестроения - ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова. Помимо заказов Северного ПКБ, ЦМКБ «Алмаз» и Зеле­нодольского ПКБ по тем или иным на­правлениям работ по корветам этих кон­структорских бюро в ЦНИИ им. академи­ка А.Н.Крылова создано целое семейство собственных проектов корветов водоиз­мещением от 1000 до 2000 т. «Ноу-хау» этих кораблей - принципиально новая форма корпуса. Она позволяет снизить сопротивление воды движению на ско­рости в 30 уз. приблизительно на 25%. Это дает возможность использовать ме­нее мощную, а, следовательно, и более легкую энергетическую установку. За счет облегчения ГЭУ на кораблях обра­зуются резервные объемы для размеще­ния оружия. Так на корвете варианта XXI - водоизмещением 2000 т наряду с противокорабельными и противолодочными ракетами комплекса «Club-N» или «Яхонт» в вертикальных пусковых уста­новках размещаются 16 ракет ЗРК боль­шой дальности «Риф-М», то есть корвет способен участвовать в обеспечении зо­нальной ПВО и ПРО соединения кораб­лей. Во всех вариантах корветов предус­мотрена реализация новейших достиже­ний stealth-технологий, уменьшающих среднюю по кругу эффективную поверх­ность рассеивания почти в три раза, в свя­зи с чем вероятность наведения на ко­рабли противокорабельных ракет снижа­ется с 0,5 до 0,1.

kor5

Как видим, возвращение российских кораблей класса «корвет» выглядит мно­гообещающе. По ряду тактико-техничес­ких характеристик и вооружению они превосходят зарубежные аналоги, в том числе и перспективные. Остается наде­яться, что разработки отечественных конструкторов будут по достоинству оце­нены потребителями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: